Ах как хочется вернуться,
Ах как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо, на денек.
Давайте честно: мелодия и интонация автоматически воспроизвелись в голове после прочтения этого четверостишия. И сразу же стало тепло, строки уютно погрузили в атмосферу из детства и юности, когда по второму каналу шел культовый российский сериал «Городок», который запомнился нам великолепным дуэтом Юрия Стоянова и Ильи Олейникова.
Как Стоянов и Олейников познакомились и как появился «Городок»
В интервью в честь семилетия «Городка» актеры рассказали о своем знакомстве. Это произошло в конце восьмидесятых, 10 июля 1989 года, когда они оба праздновали день рождения. Илья Олейников родился в 1947-м, Юрий Стоянов — в 1957-м. Дальше — их воспоминания.
Юрий Стоянов: «Впервые мы встретились с Олейниковым на концерте в Доме журналистов. Я пришел с гитаркой спеть авторские песни. Вдруг влетели четыре эстрадника, лихо отработали и умчались. Но Илью я запомнил: симпатичный и смешной. Потом начали работать на ленинградском ТВ, в программе „Адамово яблоко“ вели рубрику анекдотов. А потом захотели сделать свою передачу».
Илья Олейников: «И мне Юра понравился — обаятельный, да и на актера Стржельчика похож. Подумал: „Сын!“ По Ленинграду ходил такой слух. А вновь мы увиделись года через полтора на съемках фильма „Анекдоты“. Я там играл Максима Горького без единой реплики. А Стоянову досталась роль Александра I с одной фразой: „Пошел вон, дурак“. На съемки пришелся мой день рождения, и я приволок в парк, где мы расположились, сумку с водкой. Вдруг из-за кустов выплыл Стоянов с такой же сумкой. Так мы узнали, что родились в один день и месяц — правда, с разницей в десять лет».
Артисты не сразу начали совместную деятельность. Какое-то время после первой встречи они проработали отдельно, развиваясь в других дуэтах. Первый совместный проект состоялся лишь в 1991-м, тогда Стоянов и Олейников начали вместе вести юмористическую программу «Адамово яблоко». Спустя два года после этого Стоянов и Олейников решили создать совместную программу с акцентом на юмор.
Почему «Городок» называется «Городком»?
Автор названия — Стоянов. В то время он работал в Большом драматическом театре и играл в спектакле «Наш городок», поставленном по пьесе американского драматурга Торнтона Уайлдера. Стоянов перенял название и чуточку изменил его — до «Городок N». Позже латинская буква отпала. Сам Стоянов рассказывал об этом так:
«Я вспоминаю, мы поехали на три дня в Репино, в полуопустошенный Дом писателей. Там мы сидели в бане и перебирали всякие названия. В абсолютно трезвом виде. Нам было понятно, что в этой программе должно быть много всего. Что она должна быть очень населенной. Что играть мы в ней будем очень много разных людей. Что в ней не будет постоянных ведущих, не будет обращения к телезрителям: «Добрый вечер!» И что программа будет тяготеть к маленькому кино, к маленьким таким новеллкам. А вот как это назвать? И где это будет происходить?
Я вспомнил, что у нас в театре в свое время шел спектакль «Наш городок» по роману Торнтона Уайлдера. Я предложил это название продюсеру, только в несколько измененном виде — «Городок N». Потом «N» выбросили, осталось просто «Городок». После чего мы вдруг с ужасом поняли вопиющую «нешлягерность» этого названия. О чем передача? О проблемах малых городов России? Или это рубрика внутри «Парламентского часа», «Вестей недели»? Но, как после выяснилось, название оказалось потрясающим. Да, некий городок, где живут разные люди — от мэра до дворника. И где могут происходить какие угодно истории».
«Городок» сначала снимал анекдоты, а потом авторы придумывали собственные сценки. Они первые стали пранковать людей.
Изначально «Городок» делал акцент на инсценировку анекдотов. Позже команда отошла от этой концепции. Юрий Стоянов даже рассказывал, что очень гордился этим: «Самое главное из того, что произошло с „Городком“, — это отказ от заимствованного юмора. От анекдотов, которые продаются в электричках».
В чем идея «Городка»?
Авторы объясняют довольно легко: они просто хотели показать веселую жизнь своих соотечественников. Стоянов и Олейников иронизировали на разные темы: армия, политика, работа, отдых и так далее. К тому же авторы «Городка» запустили первые в России и СССР пранки — подходили к обычным прохожим и задавали разные смешные вопросы. Это была часть рубрики «Приколы нашего городка» (или «Скрытая камера»), которая выходила на экраны с 1993-го по 2002-й.
Изначально «Городком» затыкали дыры в эфирном расписании канала «РТР». Позже «Городок» стал одной из главных программ на российском телевидении. А в 1999-м даже дорос до «ТЭФИ». В 2002-м программа получила еще одну такую же награду.
Как говорил сам Стоянов, они с командой нацеливались на многообразие освещаемых тем.
Вот секс по телефону:
Дефолт:
Медицина:
Полиция:
5 фактов о «Городке»
1. Знаменитую песню спела Анжелика Варум.
2. За все время Олейников и Стоянов отыграли более шести тысяч образов.
Вот история Юрия Стоянова: «Я играл продавщицу в магазине, и меня еще можно было загримировать так, чтобы не очень узнали. И какой-то дед начал меня клеить. Очень мило так, по-гусарски, как в XIX веке. Потом я ушел на три минуты, сказал, что вернусь. Он сбегал, купил цветы, вернулся с цветами. И я уже вышел как мужчина. Он говорит: «Мне Люду можно?» Я говорю: «Я Люда». А он так посмотрел на меня и говорит: «Что ж вы, ребята, делаете? Ты что, думаешь, я тебя клеил? У меня жена умерла не так давно. Ты так на нее был похож, когда играл эту женщину!»
Кстати, Стоянов часто играл женщин. Частично вдохновение он черпал благодаря своей маме. Про это рассказывал: «Она считала, что все это пародия на нее. Отчасти это была правда. Потому что это та женщина, которую я знал больше всех».
3. У создателей «Городка» не было цензуры. Но однажды их хотели привлечь к ответственности из-за номера, в котором Александр Невский послал войско на бой без одежды.
4. В конце нулевых Илья Олейников заболел, но не прекращал работы над «Городком». В 2012-м он потерял голос, и в отснятых выпусках его озвучивал актер Геннадий Богачев.
5. После смерти Ильи Олейникова Юрий Стоянов не стал продолжать передачу, закрыл ее. Хотя позже он отмечал всплеск ее популярности в соцсетях.