Считается, что человечество изобрело фотографию, чтобы сохранять на добрую память котиков, свои зажигательные танцы в фонтане на корпоративе, лица встреченных в баре девушек и прочие полезные предметы. Ошеломляющее исследование Джулии Суарес и Бенджамина Сторма из Калифорнийского университета опровергает это заблуждение, перевернув его с ног на голову!
Ученые настаивают: все совсем наоборот! Стоит тебе что-то щелкнуть, как ты потом толком не вспомнишь, что это вообще было! Своими выводами они делятся в статье, опубликованной в SienceDirect.
Как они к ним пришли? Докладываем. Все началось с того, что эти два высоколобых деятеля прознали про научное изыскание своей коллеги Линды Хенкель, которая настаивает: если фотографировать картины в музее, фиг потом вспомнишь, что на них намалевано. По ее мнению, род людской может обернуть этот эффект в свою пользу: хочешь забыть что-то неприятное — лицо начальника, подаренные на ДР носки, секс подшофе с менеджером Ефросиньей из отдела продаж — сними это немедленно и забудь как о страшном сне!
И вот наши герои лично решили проверить, верны ли подобные утверждения (не можем не потрястись, какими все-таки важными делами заняты ученые и как много от них пользы мировой экономике!).
Итак, товарищи Суарес и Сторм призвали на помощь штук 50 студентов, усадили их перед экраном и принялись показывать фотографии картин. Да, сначала подопытных разделили на три группы. Участники первой фоткали каждое полотно на смартфон, а потом 15 секунд смотрели на него, второй — снимали картины и немедленно фото удаляли, а затем те же 15 секунд любовались ими с монитора, в третьей же снимков не делали вовсе, а просто в течение того же времени глядели на худтворения.
Когда все было кончено, добровольцев попросили минут десять погулять в коридоре, а затем устроили им проверку — попросили рассказать, что у них отложилось в памяти про увиденные шедевры. Так вот, те, кто лишь созерцал живопись, но камерой не трогал, вспомнили гораздо больше, чем их орудовавшие фототехникой соучастники (причем не важно, удаляли те отснятое из мобильников или нет).
Объяснения были предложены такие. Первое: когда мы делаем снимок, то сосредоточены на том, чтобы в кадр не влез голый лесоруб, изображение вышло ярким и в фокусе, а горизонт не был завален, — нам уже как-то не до объекта съемки. И второе: делая кадр, мы подсознательно успокаиваемся: все, слепок увиденного у нас в кармане, можно в любой момент его достать и посмотреть — и расслабляемся.
Короче, ты понял: хочешь забыть, как называл босса мурзилкой, укусил остановившего тебя гаишника и предложил девушке выйти за тебя замуж, вынимай смартфон — и вперед!
Фото: Shutterstock