Глобальный опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», еще раз доказал, что мы куда более фантастический народ, чем песьеглавцы и марсиане (хотя и тех и других не существует, а мы почти наверняка существуем — назло законам физики и здравому смыслу). Итак, согласно данным статистики, 53% населения России считают себя православными. При этом лишь 69% из них вообще верят в Бога, на бессмертие души надеются и того меньше — лишь 61% «православных», ну а хотя бы изредка заглядывают в церковь 12% от общего числа наших замечательных верующих. Ну и ладно. Вон в Перми, согласно Всероссийской переписи населения, проживают 34 человека с национальностью «хоббит», и это еще не считая пермских эльфов и орков.
То есть уровень катехизации (комплекса элементарных представлений о своей религии) у нас зашкаливает до такой степени, что любой христианский миссионер должен был бы сесть на этом пепелище и разрыдаться (от счастья, естественно) при виде такого гигантского поля для грядущих подвигов.
История православия
До 1054 года история православия ничем не отличалась от истории всего остального христианства. Но в указанный год свершился Великий раскол, во время которого римский папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий торжественно предали друг друга анафеме и отказались друг с другом водиться. Причины для этого у них были самые веские. В то время как патриарх Константинополя смирно и благочинно знал свое место у ног цесаря, окормляя единую Византию, государство надежно взнузданное и смирное, римскому папе приходилось устраивать джигитовку на взмыленных спинах всех этих германских бунтовавших княжеств, франкских империй и скандинавских демократий. Естественно, при столь разном положении дел вскоре выяснилось, что у христианства Запада и христианства Востока почти диаметрально противоположные пути развития и выживания и, соответственно, разная идеология. Лишь через 1010 лет, в 1964 году, римский папа и константинопольский патриарх заберут свои анафемы обратно, но и после этого замечательного акта примирения соперничество между ними не утихнет.
Факт
Слово «крестьяне» изначально означало «христиане». Согласись, диковато смотрятся сейчас документы крепостнической эпохи, в которых вместо того, чтобы свидетельствовать о купленных или проданных людях, предпочитали использовать термин «крестьянские души».Пока с огромным отрывом побеждает папа. Католиков на Земле примерно 1,2 миллиарда — это самая крупная конфессия мира, расползшаяся по всем континентам. Православных на сегодняшний день наберется едва 250 миллионов. Это прежде всего Россия, Украина, Белоруссия, Греция, Грузия, восточноевропейские страны, ну и по мелочи в виде диаспор в других странах.
К тому же в отличие от католиков православные церкви не имеют ни общего центра, ни единого главы. На сегодня существуют 15 автокефальных, то есть совершенно самостоятельных церквей; штук шесть автономных, то есть отчасти самостоятельных от «материнских» автокефальных, и еще множество течений, например разнообразных русских старообрядческих. И все они более-менее регулярно между собой грызутся, а порой даже обзываются нехорошим словом «еретики». В общем, быть католиком всегда было проще и понятнее.
Чем отличаются католики
и православные
Многим. Например, католики подчеркивают значение тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы, что, как ты понимаешь, совершенно непростительно. Многим отрывали голову и за меньшее.
Но если перечислять отличия, которые можешь понять не только ты, но и мы, то основными, пожалуй, можно считать следующие.
01
Католики почитают Деву Марию именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Кроме того, католики уверены, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос (хотя никакого ЭКО* тогда не было). А еще католики полагают, что она была вознесена живой на небо, а у православных есть даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы, чтобы никто не сомневался: умерла эта достойная леди, как все люди умирают.
* — Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик: « ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение, зачатие «в пробирке». Тут ребята-католики с их зацикленностью на непорочном зачатии здорово попали. До сих пор не могут разобраться, что делать с таким количеством безгрешно рожденных. Впрочем, православные тоже допускают ЭКО лишь со скрежетом зубовным: только для лиц в браке, только гаметами самих супругов и с непременным требованием пересаживать в матку всех получившихся зародышей, даже если у каких-то зигот еще в пробирке будет выявлено аномальное развитие »
02
У католиков все священники не должны заниматься сексом, а тем более жениться. А у православных жрецы делятся на черное и белое духовенство, поэтому дьяконы и священники могут и даже должны жениться, в то время как черному духовенству (монахам) секс запрещен. Высших чинов и званий в православии, впрочем, могут добиться только монашествующие. Чтобы стать епископом, батюшкам приходится расставаться с женами (желательно отослать супругу в монастырь), что они периодически и проделывают.
03
Католики признают, что кроме ада и рая есть чистилище — место, где душа, признанная не слишком грешной, но и не праведной, как следует выжаривается и отбеливается, прежде чем ей удастся проникнуть за райские врата. Православные же в чистилище не верят. Впрочем, представления о рае и аде у них вообще смутные — считается, что знания о них закрыты для человека в земной жизни. Католики же давно высчитали толщину всех девяти райских хрустальных сводов, составили список растущих в раю растений и даже измерили в мерках меда сладость, которую испытывает язык души, впервые вдохнувшей ароматы рая. Впрочем, когда припираешь их вилами к стене, они тут же начинают говорить про образность, символику и про то, что не надо понимать все буквально.
04
Католики в своем «Символе Веры» произносят ужасное слово «филиокве», которое они сами придумали вставить в этот важнейший для любого верующего текст. Текст, который, собственно говоря, и делает произносящего его христианином. Над текстом «Символа Веры» не надо задумываться — нужно непоколебимо верить в абсолютную истину каждого его слова. Итак, вернемся к «филиокве». Перечисляя, во что именно ты веруешь, ты произносишь строчку «в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Так вот, католики засунули туда филиокве! То есть «и от Сына»! Возмутительное самоуправство.
05
Во время причастия католики дают прихожанам пресный хлеб, а православные — хлеб из заквашенного теста.
06
Во время крещения католики лишь поливают детей и взрослых водой, а в православии положено окунаться в купель с головой. Поэтому крупных младенцев, которые не влезают в детскую купель полностью, в результате чего священник вынужден поливать выступающие части их тела пригоршней, в православии называют «обливанцами». Считается, хотя и неофициально, что над обливанцами бесы имеют больше власти, чем над крещенными нормально*.
* — Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик: « А я в экстазе от обычая крещения младенцев в праздник Крещения — прямо в полынье. На дворе январь, а батюшка новорожденных с обледеневшего края проруби окунает в воду, спартанцев выращивает… Кстати, если младенец выскальзывал из окостеневших рук священника и шел на дно, родители были в восторге. Считалось, что таким способом ребенок сразу превращается в ангела »
07
Католики крестятся слева направо и всеми пятью пальцами, соединенными в щепоть. При этом они не тянутся к животу, а совершают нижнее прикосновение в районе груди. Это дает православным, крестящимся тремя перстами (в отдельных случаях двумя) справа налево, повод утверждать, что католики рисуют на себе не нормальный крест, а перевернутый вверх ногами, сиречь сатанинский знак.
08
Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, — например, презервативами и женскими колпачками. Но, конечно, только в законном браке.
09
Да, чуть самое главное не забыли. Католики почитают папу римского непогрешимым наместником Бога на земле. Отгадай, что думают по этому поводу православные.
Православие и власть
Собственно говоря, пункт 9 — основной и единственный неустранимый фактор в противоречиях между католиками и православными. Католики в целом народ не совсем пропащий, это вам не самозванцы-протестанты. Но этот их папа… Тип, претендующий на то, что каждое слово его — непреложная истина, что его устами говорит Бог, да еще и постоянно покушающийся на светскую власть всюду, где только можно, — это кошмар любого православного деятеля. Строго говоря, православие изначально гораздо ближе древнему, оригинальному христианству. Это была религия, в которой терпение, смирение и послушание, в том числе и светским правителям, были важнейшими требованиями к человеку. Что сказал апостол Павел? «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Так что не о чем тут спорить.
Угодно властителю вас на фонарях развешивать? Терпите. Налогами вас душат? Ликуйте! За болтовню праздную языки урезают? Благодарите власти за вразумление.
Поэтому православная церковь еще со времен Византии считала основной своей функцией «наполнять кротостью народы и вручать их руце пасыря». Отдельные патриархи, которые имели иной взгляд на эти обязанности, довольно быстро заканчивали свои дни в подземных казематах Константинополя и не могли напоследок полюбоваться на собственные красиво выпущенные кишки только потому, что палачи предварительно вырезали им глаза.
Определенные плюсы при таком положении вещей были: какие бы кровавые дворцовые перевороты, какие бы завоевания и революции ни трясли православную страну, захватчики и тираны вскоре начинали понимать, что православная церковь — это надежнейший идеологический помощник, которого просто грех не использовать. Раз любая власть от Бога, то Богу угодны и Мамай, и Сталин. Русская православная церковь ухитрилась оказаться полезной даже атеистам-большевикам, которые после первых двадцати лет гонений на нее в конце концов зажили с церковью вполне душа в душу. Коммунисты окончательно восстановили порушенный некогда Петром I институт патриаршества и отныне могли не беспокоиться, что на духовном идеологическом фронте случатся прорывы: красные попы отважно сражались и с эмигрантами-отщепенцами из Русской зарубежной церкви, и с не признавшими советскую власть священниками, объединившимися в Катакомбную церковь. Последних Московская патриархия вылавливала из подполья с энергией ищейки и сдавала органам внутренних дел и госбезопасности. Да и настроения верующих мирян были предметом регулярных доносов советских батюшек, многие из которых считали тайну исповеди не такой серьезной проблемой по сравнению с НКВД и КГБ. Кстати, одна из последних церковных анафем была произнесена в 1997 году священнику-правозащитнику Глебу Якунину. Официально он обвинялся в отпадании от церкви, своеволии и влезании в политику, но нелишне будет вспомнить, что именно Якунин постоянно требовал провести открытое, честное расследование о сотрудничестве служителей Русской православной церкви с КПСС и изгнать из рядов духовенства батюшек, замаравших себя доносами и слишком нежным романом со светскими советскими цесарями.
Католичество же в свое время пошло другим путем. Папы избрали путь борьбы и светской власти, были главами империй, управляли многочисленными военными орденами и считали себя царями над царями. Были эпохи, когда ни один король Европы не мог надеть свою корону, а особенно удержать ее на голове без одобрения Рима (добавим для справедливости, что были и времена, когда папы подолгу гостили в тюрьмах у светских властителей). Смирение и покорность католики оставляли для Бога, в мирской же европейской жизни энергия, гражданская активность и непокорность считались вполне добропорядочными качествами. Привело это все к тому, что надсветская власть пап стала своеобразной вечной оппозицией любому тирану, который попытался бы объединить под своей властью слишком много людей и слишком активно втолковывать им свои личные взгляды на жизнь. А если порой сами папы начинали перебарщивать со своим «наместничеством на земле», то вокруг, слава богу, находилось достаточно венценосных вассалов, которые всегда готовы были помочь воспарившему понтифику в кратчайшие сроки вернуться на землю. А иногда и под нее.
Другим довольно существенным плюсом наличия под рукой Божьего гласа круглосуточно, была большая мобильность религиозных взглядов. По любому вопросу, который начинал тревожить верующих, папы выпускали энциклики — послания, которые рассматривались как исчерпывающий ответ и руководство к действию. Если условия жизни резко менялись, устаревшие энциклики благополучно забывались и в свет выходили новые, более подходящие случаю. Это позволяло католицизму долгое время омолаживаться и подстраиваться под изменившиеся условия существования. Хотя и не спасло от появления новейшей версии христианства — протестантизма (на его костях мы еще попляшем).
Основы православия
Православие удивительно мало стремится рассказывать людям о том, как устроена эта жизнь и что будет в грядущей. Даже и тут православному предлагается своеобразный смиренный пофигизм без каких-либо гарантий и инструкций. Очищение души от греха само по себе великая радость, а решения Господа — не нашего собачьего ума дело.
Три основы, на которых стоит православие, — это соборность, обрядовость и традиция. Делай как все, смиряйся духом, вливайся в общий согласный хор душ. И пусть слепо, пусть глухо, пусть не понимая ничего, выполняй предписания: так крестись, так постись, так исповедуйся и причащайся, как это делали тысячу лет назад. У литургий строгая форма, а греческий и церковно-славянский языки православной церкви не делают смысл религии понятнее простым смертным. Но православие никогда и не настаивало на том, что сакральное знание нужно раздавать кому ни попадя. (А больше всего батюшки не любят настырных новообращенных, которые бегают за ними хвостом и требуют всяческих разъяснений. Батюшки тоже люди и отдыхать хотят.)
Храмовый этикет
Как вести себя, если ты случайно зашел в православный храм, перепутав его с библиотекой.
01
Сними бейсболку, цилиндр, ермолку или что еще там водится у тебя на голове (парик можно оставить). Мужчина в церкви обязан быть с непокрытой головой, иначе это расценивается как прямой вызов Богу. Женщина, наоборот, должна прикрыть макушку хотя бы носовым платком, но батюшки, склонные пока проявлять снисхождение к блуждающим во мраке нехристям, могут закрыть глаза на такое правонарушение. А вот мужчину в шляпе точно попросят вон.
02
Старайся не стоять спиной к алтарю — это комната, скрытая забором из икон (иконостасом) напротив входа. Особо усердные верующие даже выходят из церкви исключительно задом наперед, но это уже высший пилотаж. И ни в коем случае не пытайся зайти в воротца посреди этого иконостаса! Мирянам туда вообще обычно вход заказан, а в центральные Царские врата может проходить только священник.
03
Не целуй иконы, даже если их целуют все. Скромное чудо бытового сифилиса может снизойти на тебя в самых неожиданных местах.
04
Если тебя попросили передать свечку, то бери ее только правой рукой. Среди многих прихожан бытует суеверие, что свеча, которую держали в левой руке, перестает быть угодной Богу. Могут побить.
Легко ли быть православным?
Прежде чем становиться православным, стоит как следует понять, что именно ты обязуешься выполнять, входя в лоно церкви. Согласен ли, например, с такими правилами, извлеченными из различных «Положений о епитимьях»?
«Если мирской человек займется рукоблудием — 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны по 24 денно».
«Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день».
«А иные с женами беззаконство творят: в рот дают лобзати уды свои. Епитимья — 3 года, поклонов — по 100 на день».
Но не пугайся слишком: сегодня церковь в России изо всех сил старается не отпугнуть бывших пионеров и октябрят и проявляет исключительную широту взглядов, терпимость и миролюбие. Она жестко держит за шкирку самых ярых своих консерваторов, требующих немедленно вернуть Закон Божий в школы, бичевать порок, карать распутство и очищать паству жесткими епитимьями. Наоборот, идеологи церкви предпочитают работать в бархатных перчатках и с улыбкой всепрощения на лице.
Конечно, есть категории населения, с которыми Русская православная церковь общается сурово. Например, с искусствоведами, которые не отдают иконы из музеев в церковь. Или с воинствующими атеистами, которые под видом искусства смеют кощунства в своих сахаровских центрах разводить. Или с протестантами, которые так и лезут сюда со своим миссионерством неуместным.
Но в общем и целом РПЦ сейчас решительно намерена любить, прощать и миловать — «не докучать моралью строгой, слегка за шалости бранить».
Мытарства
Большинство представлений о мистической стороне жизни в православии, как ни странно, принадлежат апокрифам — писаниям, которые не признаны официально церковью как однозначное Священное предание, но тем не менее считаются принадлежащими к «духовной традиции», то есть вполне удобоваримыми. Таков, например, рассказ о мытарствах преподобной Феодоры, которые в XII веке привиделись преподобному Григорию. Григорий ясно видел, как два ангела-хранителя несли душу Феодоры в рай, отбиваясь от бесов, которые не хуже таможенников выскакивали поочередно на заставах райской дороги и предъявляли претензии транспортировщикам.
Претензий (и застав) было ровно двадцать: мытарства празднословия, лжи, клеветы, чревоугодия, лености, воровства, сребролюбия, лихоимства, неправды, зависти, гордости, гнева, злопомненья, убийства, чародейства, блуда, прелюбодеяния, содомских грехов, ереси и немилосердия.
Ангелы как могли отчитывались по каждому пункту, предъявляли путевой лист добродетелей и квитанции об уплате грехов покаянной валютой чистейшей пробы. Продолжалась вся эта канитель сорок дней. К счастью, души не являются товаром скоропортящимся, и посему Феодора благополучно прибыла на место назначения. Сейчас эта версия посмертного путешествия души, в принципе, считается приемлемой, и наш обычай поминать покойного на сороковой день идет именно оттуда.
Купола
В принципе, купола церкви могут быть самых разных цветов (достаточно посмотреть на храм Василия Блаженного, который выглядит так, словно его архитекторы Барма и Постник ежедневно вечеряли галлюциногенными поганками). Однако существуют и каноны, закрепляющие за каждым видом православного храма свой цвет купола.
Золотые купола
Свидетельствуют о том, что они увенчивают собой либо один из главнейших храмов крупного города, либо храм, посвященный Христу Спасу.
Голубые купола со звездочками
Верный признак того, что перед тобой храм Богородицы. Дополнительным символом Богородицы является изображение месяца под крестом. Он символизирует собой якорь, чашу, но прежде всего — луну (причем есть подозрения, что этот вечный женский символ Мария позаимствовала у своих предшественниц — Астарты и Дианы).
Зеленые купола
Можно увидеть на храмах Святого Духа и Троицы. Впрочем, они допустимы и для некоторых святых.
Ровные синие и серебряные купола
Знак того, что церковь носит имя какого-нибудь святого.
Православный крест