В августе 2013 года в городе Москве доблестная полиция арестовала группу молодых людей, направлявшихся в сад «Эрмитаж» с дуршлагами на голове. Почему дуршлаг вместо шляпки так расстраивает блюстителей порядка — тема для отдельной дискуссии, нас же интересует, как они там оказались. Дуршлаги то есть. И начнем мы, пожалуй, с кенневикского человека.
Прецедент кенневикского человека
В 1996 году в американском штате Вашингтон был обнаружен скелет человека, жившего очень и очень давно: радиоуглеродный анализ датировал находку восьмым тысячелетием до нашей эры. О кенневикском человеке ученые поначалу знали очень мало: он был мужчиной, имел вполне приличный для той эпохи рост — 176 сантиметров, было ему около 55 лет. Ученым, конечно, страшно хотелось познакомиться с ним поближе, и они уже, возбужденно потирая скальпели, готовились приступить к изучению этого уникального гостя из древности, когда их огорошили известием: индейцы категорически против!
Сведения о кенневикском человеке, естественно, были опубликованы в прессе, и вот теперь союз из пяти индейских племен, ссылаясь на закон о защите и репатриации могил коренных американцев, требует немедленно выдать останки усопшего из Музея Бёрка родственникам. То есть индейцам. А они уж обеспечат ему достойное огненное погребение и проследят, чтобы дух покойного не заплутал в потустороннем мире.И суд принял решение в пользу индейцев. Ученые напрасно выли и катались по полу, объясняя, какая это будет невосполнимая утрата для антропологии, археологии и многих других «логий». Ученые напрасно умоляли индейцев хоть на какое-то время допустить их к телу: неужто не потерпит кенневикский человек еще пару годиков после девяти-то тысяч лет бесприютных скитаний вне пределов бытия?
Индейцы были непреклонны. Непреклонность их можно легко объяснить тем обстоятельством, что эта находка могла принести им некоторые неприятности. Например, генетически подтвердить, что коренное население США не такое уж и коренное, а, допустим, является агрессором-пришельцем, повыпиливавшим некогда местные культуры, о чем периодически осторожно высказывают гипотезы не боящиеся божественного гнева Махео бледнолицые яйцеголовые.
Решение суда тоже можно объяснить. И не просто слепым следованием закону, но и тем, что в существующей протестантской этике потребности веры стоят много выше потребностей разума. Ученые, грубо говоря, могут и перетоптаться, но чем можно измерить скорбь и возмущение людей, на чью религию бездумно покусились и чьи традиции повержены в прах?
Кенневикский человек был бы весьма оперативно обречен на счастливое загробное существование, но тут история совершает воистину восхитительный кульбит.
На сцене появляется «Народное собрание Асатру». Эти потомки древних викингов, сияя льдистым огнем в синих глазах, подали требование признать кенневикского человека их собратом и единоверцем. Какое еще чувство полыхало в очах этих поклонников Тора, Фрейи и Одина, доподлинно неизвестно, но очень может быть, что это было ехидство: ходят слухи, что «Собрание Асатру» поддерживало дружеские отношения с некоторыми антропологами из Сиэтла. И вот тут суд оказался в тяжелом положении. Когда тебя тянут в разные стороны две религиозные общины – это всегда непростая ситуация. Так что судья принял единственно возможное решение — передать кенневикского человека ученым, а они уж пусть проведут все свои анализы и выяснят, кем он был — индейцем или пересекшим Атлантический океан протовикингом. Индейцы долго негодовали, викинги же отнеслись к решению с пониманием и охотно дали добро на исследования.
Кстати, выяснилось, что ни к тем ни к другим покойный вообще отношения не имел: генетически он оказался ближе всего к айнам — европеоидному сибирскому народу, проживающему сейчас в основном в Японии. Но опасный прецедент бы создан. Принцип «Против лома нет приема, если нет другого лома» оказался столь хорош в щекотливых делах веры, что было бы странно, если бы его не начали использовать люди, немножко слишком уставшие от религиозного пыла окружающих. И дальше всех по этой торной тропе продвинулись пастафарианцы.
И тогда взял Господь пригоршню аминокислот…
Жил в штате Канзас человек по имени Бобби Хендерсон. Этот потомок древних скоттов был законченным атеистом и материалистом, а потому крайне расстроился, когда узнал, что штат Канзас принял решение включить в свою школьную образовательную программу теорию креационизма. Стало быть, детям Бобби Хендерсона будут рассказывать на уроках про то, как Господь сотворил в один день всех бабочек, ящеров и зайчиков и отныне они пребывают неизменными под солнцем, крепко прибитым гвоздями к небесному своду*.
Бобби Хендерсон включился в борьбу за право детей не слушать на уроках биологии сказки, но потерпел полное фиаско. Потому что, как указывалось выше, требования веры стоят выше требований разума. Ревностные христиане, например, боятся, что их дети будут гореть в геенне огненной, если их неправильно образовывать, а Бобби боится лишь того, что его дети вырастут кретинами, — а чего тут бояться?
Эпистолярный бой Бобби Хендерсона с Канзасским департаментом образования — это фантастически убедительный пример того, что человек с ясным умом, трезвым взглядом на жизнь и хорошим чувством юмора абсолютно беспомощен, когда встречает на своем пути одного из двух монстров — Чиновника или Истинно Верующего (Канзасский департамент образования идеально совмещал обе эти ипостаси).
Аргументов у Бобби было множество. У департамента — всего два: «Веру нельзя постичь разумом» и «Иди-ка ты, мужик, со своим разумом куда подальше».
И наконец Бобби понял, что нужно идти другим путем. Если корова понимает только мычание, бесполезно читать ей учебник по логике — нужно просто мычать.
* - Примечание Phacochoerus'a Фунтика: « Насчет гвоздей — это, конечно, перебор. Гелиоцентрическую систему даже католики скрепя сердце уже признали верной. А основная идея креационизма в том, что животные и люди были созданы неизменными и никакой эволюции не существует. Потому что так написано в Библии самим Богом, а Бог не ошибается. Ну разве что с гелиоцентрической системой немножко напутал, но это просто чтобы нам интереснее тут жилось »
Да пребудет с тобой благая тефтелька. РАминь!
И в 2005 году Бобби зарегистрировал свою церковь. Свое собственное религиозное учение – пастафарианство. Согласно пастафарианству, вся Вселенная была создана Летающим Макаронным Монстром — творцом всего сущего. Он похож на пучок вареных спагетти, а вместо глаз у него две всевидящие тефтельки. И этими тефтельками Летающий Макаронный Монстр (ЛММ) пристально вглядывается в тебя и не только видит твои поступки, но и читает твои самые потаенные мысли.
Бобби неслучайно сделал свою «религию» столь демонстративно алогичной и пародийной. Меньше всего на свете он желал невольно дать жизнь новой секте, которые столь быстро и легко плодятся при том дефиците образования, какой устраивают канзасские департаменты и ему подобные организации.
Тем не менее формально пастафарианство удовлетворяло всем требованиям религии. У него было учение, у него были заповеди, у него была немалочисленная паства (благо стать пастафарианцем с помощью Интернета может любой желающий).
И теперь пастафарианство готово к борьбе на равных. Канзасский департамент образования отныне не может выкидывать письма Бобби на помойку, ведь к нему уже обращается не какой-то там возмущенный атеист, а глава крупной религиозной организации, который апеллирует не к разуму, а к вере и который требует вставить в школьную программу курс пастафарианского креационизма. Раз это сделано для одной религии, то как можно отказать в этом другой?
Ах, вы говорите, что каждому здравомыслящему человеку понятно, что это лишь шутка и пародия? Но при чем тут здравый смысл, если речь идет о вере, а? Вы верите в крест, а мы — в вилку, но чем мы хуже вас? Что там в Конституции о равенстве всех религий сказано?
8 заповедей
Евангелие пророка Бобби Хендерсона — это забавный текст, кишащий намеренными алогичностями, во многом пародирующий священные книги авраамических религий. Согласно Бобби, Летающий Макаронный Монстр обещает нам не только приятную жизнь на земле (если мы будем вести себя прилично), но и веселую загробную, о которой доподлинно известно немногое, но там точно будет минимум один пивной фонтан и минимум одна «фабрика стриптиза», что бы это ни значило. Об аде пастафарианцев сведений больше — известно, что он очень похож на Лас-Вегас.
Особое место в пастафарианстве уделено пиратам (поэтому пиратская треуголка с черепом – второй любимый головной убор пастафарианцев после дуршлага). Пиратская тема возникла из переписки Бобби с департаментом образования, в которой он, приводя примеры ошибок мышления, представил как пример ошибки «взаимосвязь равна причинности» таблицу, согласно которой потепление климата в последние столетия тесно связано с уменьшением числа пиратов в мире. Действительно, если глядеть на таблицу, ясно видно, что чем меньше становится пиратов, тем выше среднегодовая температура на планете.
«Лучше бы ты этого не делал»
Лучше всего суть религии можно понять, ознакомившись с ее заповедями. В пастафарианстве их восемь. Называются они «Лучше бы ты этого не делал».
01
Лучше бы ты не вел себя как самовлюбленный осел и святоша, когда проповедуешь Мою макаронную благодать. Если другие люди не верят в Меня, в этом нет ничего страшного. Я не настолько самовлюблен, честно. Кроме того, речь идет не об этих людях, так что не будем отвлекаться.
02
Лучше бы ты не оправдывал Моим именем угнетение, порабощение, шинкование или экономическую эксплуатацию других, ну и, сам понимаешь, вообще мерзкое отношение к окружающим. Я не требую жертв, чистота обязательна для питьевой воды, а не для людей.
03
Лучше бы ты не судил людей по их внешнему виду, одежде или по тому, как они говорят. Веди себя хорошо, ладно? Ах да, и вбей это в свою тупую башку: женщина — это личность, мужчина — это личность, а зануда — это всегда зануда. Никто из людей не лучше других, за исключением умения модно одеваться. Извини уж, но Я одарил в этом смысле только женщин и лишь кое-кого из парней — тех, кто отличает пурпурный от пунцового.
04
Лучше бы ты не позволял себе действий, неприемлемых для тебя самого или твоего добровольного и искреннего партнера (достигшего допустимого возраста и душевной зрелости). Всем несогласным предлагаю идти лесом, если только они не считают это оскорбительным. В таком случае они могут для разнообразия выключить телевизор и пойти прогуляться.
05
Лучше бы ты не боролся с фанатическими, женоненавистническими и другими злобными идеями окружающих на пустой желудок. Поешь, а потом иди к этим сволочам.
06
Лучше бы ты не тратил уйму денег на постройку церквей, храмов, мечетей, усыпальниц во имя прославления Моей макаронной благодати, ведь эти деньги лучше потратить... выбирай на что:
1) на прекращение бедности;
2) на излечение болезней;
3) на мирную жизнь, страстную любовь и снижение стоимости кабельного телевидения.
Пускай Я и сложноуглеводное всеведущее создание, но Я люблю простые радости жизни. Кому, как не мне, знать? Ведь это Я все создал.
07
Лучше бы ты не рассказывал всем окружающим, как Я говорил с тобой. Ты не настолько всем интересен. Хватит думать только о себе. И помни, что Я попросил тебя любить своего ближнего —неужели не дошло?
08
Лучше бы ты не поступал с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой, если речь заходит об огромном количестве латекса или вазелина. Но если другому человеку это тоже нравится, то (следуя четвертой заповеди) делай это, снимай на фото, только, ради всего святого, надевай презерватив! Ведь это всего лишь кусок резины. Если бы Я не хотел, чтобы ты получал удовольствие от самого процесса, Я бы предусмотрел шипы или еще что-нибудь в этом роде.
Из бесед с епископом Амирджаном о вкусном и
полезном боге
Как к тебе обращаться — Ваше Макароннейшество?
Амирджан, епископ Домодедовский, викарий Пастриарха РПЦ МП, в миру Амир Хусаинов.
Можно сказать, что РПЦ МП — официально зарегистрированная организация?
Мы религиозная группа, которая уведомила органы местного самоуправления о своем образовании. Согласно Федеральному закону 125 Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», этого достаточно, чтобы считаться официальной религиозной группой, проводить богослужения и молебны, проповедовать свою веру. Но мы пока не имеем прав юридического лица.
Какие у вас планы? Вы просто собираетесь веселиться с дуршлагами и полицией или будете юридически подгрызать основы российской духовности?
Конечно, наша основная задача — это прославлять Летающего Макаронного Монстра, РАминь. Но если с помощью наших богослужений, пастных ходов и, возможно, созданием правовых казусов нам удастся дать понять людям, что некоторые нормы — скажем, небезызвестный закон о защите чувств верующих — сами по себе имеют абсурдный характер, то это тоже будет хорошо.
Почему вас так ненавидят всевозможные «Божьи воли» и прочие экстремисты от православия? Вы же их не ненавидите?
Такое отношение к любому инакомыслию свойственно христианству, ибо об этом сказано в их книге.
Вот, например: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Лука 19-27.
Пастафарианцам часто угрожают?
Иногда приходят письма, в которых нам угрожают всякими чрезвычайно неприятными вещами. Мы относимся к этому с пониманием. Не то чтобы мы все готовы были к венцу мученичества, но вообще гонения на любую молодую религию — дело обычное. Христиан в свое время, скажем, львам скармливали.
Сколько уже существует в России епархий пастафарианцев, или как это у вас называется?
На данный момент — восемнадцать.
Как стать пастафарианцем? Вы выдаете какой-нибудь документ, скажем?
Стать пастафарианцем просто: достаточно принять для себя восемь заповедей «Лучше бы ты этого не делал». Но можно получить и сертификат, который мы охотно выдаем на сайте www.rpcmp.ru.
Что говорят пастафарианцы прощаясь?
Полных парусов и сухого пороха!
Пастафарианство шагает по планете
Конечно, подавляющее большинство пастафарианцев (их уже насчитывается сотни тысяч) — это просто весельчаки и бузотеры, которым нравится бунт ради бунта. Но среди них есть и вполне рациональные люди с далеко идущими планами.
Таков, например, австриец Нико Альм, добившийся права сфотографироваться на паспорт с дуршлагом на голове. До этого правом на головной убор на официальных снимках в Австрии пользовались только мусульманки в хиджабах. Нико объясняет свое решение тем, что ему было важно показать абсурдность системы, в XXI веке принимающей в качестве исключительных обстоятельств религиозные нормы.
Наличие у атеистов и скептиков своей церкви значительно расширяет их возможности, особенно в тех странах, где религиозные организации пользуются такими привилегиями, которых не способна добиться ни одна светская структура. Например, августовский разгон пастафарианцев в Москве является, помимо всего прочего, еще и уголовным преступлением согласно статье 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Ведь пастафарианцы существуют в России официально: 12 июля 2013 года они официально уведомили органы местного самоуправления о своем религиозном объединении — Русской Пастафарианской Церкви Макаронного патриархата (РПЦ МП, угу), а большего от религиозной организации и не требуется.
Впрочем, борьба с системой по ее правилам — не единственная цель пастафарианства, которое, как ни странно, является вполне просветительским течением. Действуя по старому принципу «В мире сумасшедших уместно ходить в штанах на голове», пастафарианцы хотят, чтобы люди, смеясь над нелепостью их религии, может быть, немножко задумались и над осмысленностью своей собственной.