Какой русский не любит выражение «А это кто за тебя делать будет? Пушкин?» (Гоголь небось сейчас в гробу перевернулся.) Кажется, каждый русский человек хотя бы раз в жизни говорил про воображаемого Пушкина, который должен взять на себя львиную долю забот других людей.
Распространено выражение и в литературе. Вот, например, отрывок из «Мастера и Маргариты» Булгакова:
Так откуда пришло к нам это выражение? Кто-то из находчивых читателей прямо сейчас воскликнет: «Да вот из Булгакова и пришло!» И будет совершенно неправ. Ведь роман «Мастер и Маргарита» хоть и начат писателем в конце 1920-х, но не был представлен широкому кругу читателей (да и узкому кругу не особо) вплоть до 1966–1967 годов, когда роман в сокращенном виде и по частям был опубликован в журнале «Москва».
Есть версия, что Пушкин, которые сделает все дела за других, вошел в русский разговорный обиход после празднования в 1937 году 100-летнего юбилея со смерти поэта. Действительно, празднование юбилея превзошло все мыслимые масштабы. Портреты Пушкина появились на всех голых стенах, дифирамбы ему пелись из-за каждого угла.
Но против этой версии свидетельствует тот факт, что выражение встречается еще в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова — произведении, опубликованном в журнале «Тридцать дней» в 1928 году:
«Но тогда откуда, откуда пошло это выражение? Не томите!» — воскликнет пытливый читатель. Ответ находим в монографии «Риторика повседневности: филологические очерки» филолога Елены Рабинович. Она считает, что выражение про Пушкина, который всем что-то должен, появилось в языке благодаря… памятнику Пушкину, установленному в 1880 году на Страстной (ныне Пушкинской) площади в Москве.
Установка величественного бронзового памятника стала таким событием в городе, что к нему стали отсылать даже в повседневной речи. «А картошку кто почистит? Пушкин?», «Трезвый кто домой вернется? Пушкин?» Доказательством этой версии является и тот факт, что в других городах России и Украины идентичное по настроению выражение эксплуатирует не Пушкина, а того, в чью честь в городе установлен самый заметный памятник.
Например, в Одессе говорят: «А белье кто развесит? Дюк?» — имеется в виду памятник дюку де Ришельё. В Смоленске: «Уроки кто будет учить? Глинка с Блонье?» — подразумевается памятник Глинке в парке Блонье.
Вот какую немаловажную роль в нашей жизни и формировании наших языковых привычек играют величественные памятники. И, кстати, интересное про памятники: если еще не знаешь, для чего весной 1958 года в Москве поставили трех деревянных Маяковских, жми на ссылку.