Мысль, что можно просто лишить энергии рассредоточенные по территории противника военные объекты, вместо того чтобы их бомбить, высказывалась и до инженера Барнса Уоллеса. Заслуга британца в том, что он первый придумал, как это сделать.
Барнс Уоллес вынашивал идею разгрома плотин в Рурской долине долгие месяцы. Этот район был центром тяжелой промышленности Третьего рейха, где производилась значительная доля германского металла. Работу рурских фабрик и заводов снабжали энергией и водой гидроэлектростанции. Если нанести удар по плотинам, можно надолго обесточить район. Вдобавок вырвавшаяся вода могла затопить десятки заводов, мостов и дорог. Работа в регионе надолго была бы заморожена.
Но сделать это было практически нереально. Немцы свою слабую сторону знали. Они установили у плотин противоторпедные сети, которые ловили любой снаряд, выпущенный в воду и движущийся к стене. Вдобавок дамбы охранялись зенитными орудиями.
Как-то Уоллес прогуливался с детьми вдоль реки. Мальчишки бросали в воду камни. И тут инженеру пришла в голову мысль запустить бомбу к дамбе блинчиком, или лягушкой. Он провел несколько экспериментов и создал дерзкий план. Бомбу цилиндрической формы следовало раскрутить вокруг своей оси и сбросить с высоты 18 метров таким образом, чтобы она «допрыгала» до плотины и вошла строго в ее центр.
Барнс Уоллес разослал копии плана в 70 британских военных инстанций. Но, как это часто бывает с сумасшедшими учеными и их сумасшедшими идеями, военное руководство лишь крутило пальцем у виска. Наконец Уоллес встретился с главой бомбардировочного командования Артуром Харрисом, и тот хоть и со скрипом, но дал согласие на рискованное предприятие.
Операцию «Наказание» (есть еще вариант «Порка») назначили на 16 мая 1943 года, когда водохранилища были заполнены талыми водами. Ответственное задание поручили 617-й эскадрилье Королевских ВВС Великобритании, которой командовал 25-летний полковник Гай Гибсон.
Во время тренировок смотровые окна самолетов заклеивали желтыми стеклами, а пилоты надевали синие очки, чтобы имитировать условия, в которых придется проводить операцию. А условия были сложнейшими: предстояло вести многотонные бомбардировщики ночью на предельно низкой высоте.
Накануне вылета случилась беда, которую многие расценили как дурной знак. Пес Гибсона и талисман эскадрильи, черный лабрадор-ретривер по кличке Ниггер, попал под колеса автомобиля. Командир попросил похоронить пса ровно в те часы, когда его «Ланкастер» будет метаться между немецкими дамбами.
В операции участвовали 19 «Ланкастеров». Под обстрелом немецких зениток пилоты скидывали перед дамбой бомбы — одну, вторую, третью. Все бомбы попадали четко в центр главной дамбы Мёне. Однако разрушить ее смогла только четвертая бомба. Через четыре часа тревожного молчания британский штаб получил радиопослание — кодовое слово «Ниггер». Это означало, что бомбы достигли своей цели.
Альберт Шпеер, рейхсминистр военной промышленности и вооружения Германии, писал в мемуарах:
«Среди ночи я получил очень тревожное сообщение: разрушена самая большая плотина, плотина на реке Мёне, и водохранилище опустело. О трех остальных плотинах никаких сведений не было. На рассвете при подлете к городу Верль мы увидели жуткую картину разрушений. Электростанцию у подножия разбомбленной плотины словно стерло с лица земли вместе с ее огромными турбинами.
Вода, хлынувшая из водохранилища, затопила долину Рура. Электрооборудование насосных станций оказалось под слоем воды и ила; промышленные предприятия остановились, водоснабжение населения оказалось под угрозой. Мой отчет, вскоре представленный в Ставку, произвел сильное впечатление на фюрера…
В ту ночь силами всего лишь нескольких бомбардировщиков британцы вплотную подошли к выполнению своей задачи и добились гораздо большего успеха, чем когда посылали на бомбежки тысячи самолетов».
Урон для Германии был действительно огромный: наводнение в Рурской долине разрушило две гидроэлектростанции, заводы, шахты, парализовало немецкую тяжелую промышленность.
Восемь британских «Ланкастеров» и 53 члена экипажа с задания не вернулись. Гай Гибсон, прилетевший с операции в последнем, одиннадцатом, самолете, был награжден высшим орденом Королевских ВВС из рук королевы.