Последнее сообщение с подводной лодки К-129 было получено в феврале 1968 года. Лодка готовилась к плановому погружению, и, согласно отчету командира судна, капитану первого ранга В.И. Кобзарю, погружение прошло штатно. Больше с лодки известий не поступало.
Советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А входила в состав Тихоокеанского флота СССР и была приписана к бухте Крашенинникова в поселке Рыбачий. В 1964 году капитаном подлодки был назначен один из лучших офицеров подводников ТОФ, обладатель ордена Красной Звезды 34-летний Владимир Кобзарь.
В том, что командовать подлодкой должен лучший из лучших, сомнений не было: К-129 перевозила три баллистические ракеты Р-21 — ценный груз и в обычных-то условиях, что уж говорить о холодной войне.
В марте 1968 года К-129, которая по всем расчетам должна была находиться в северной части Тихого океана, неподалеку от Гавайских островов, перестала выходить на связь. К середине марта, после двух пропущенных радиосигналов, была начата спасательная операция.
Никаких следов подлодки обнаружено не было. К-129 пропала вместе с 98 членами экипажа на борту.
Спасательная операция привлекла внимание американцев. Информация о пропаже советской подлодки с баллистическими ракетами невероятно возбудила американские секретные службы. Даже после того, как было установлено, что лодка затонула в месте, где глубина океана достигает больше 5000 метров, ЦРУ не оставило своего плана. А в 1970-х его поддержал и Ричард Никсон.
Проект «Азориан» был осуществлен в 1974 году, причем под видом геологоразведочных работ под светским названием «проект „Джениффер“». Мол, именно во имя геологии, науки из наук, было сооружено невиданного доселе масштаба судно — гигантский «Гломар Эксплорер».
«Гломар», построенный с единственной целью — достать с впечатляющей глубины 5000 метров затонувшую советскую подлодку, был оснащен специальным оборудованием для сверхглубоководных работ. Несмотря на это, по словам очевидцев, когда «Гломар Эксплорер» захватил лежавшую на дне подлодку и потянул вверх, его самого засосало в океан почти по палубу.
«Гломару» удалось достать лишь носовую часть советской подлодки: во время подъема К-129 разломилась и большая часть так и осталась лежать на дне. Основной улов американцев составили две торпеды с ядерными боеголовками, хранившимися в носу подлодки.
Кроме того, в поднятых отсеках были обнаружены шесть тел советских моряков, которые похоронили с почестями. Видео похорон в 1992 году было передано директором ЦРУ президенту Ельцину — в знак уважения к советскому Военно-морскому флоту. А в 1998 году все 98 погибших членов экипажа были посмертно награждены орденом Мужества.
Так почему затонула К-129? Существует несколько версий, но ни одна пока не доказана. Есть версии, связанные с поломками на подлодке — например, взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции или затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана.
Некоторые современники трагедии считали, что К-129 столкнулась с американской подлодкой, что и помогло американцам быстро вычислить координаты советской подлодки. Есть даже абсолютно идиотская, демоническая версия: мол, механик, занимавшийся починкой подлодки, был в связи с дьяволом и проклял судно.
Ну а после осуществления проекта «Азориан» появилось новое объяснение, высказанное американскими специалистами. Исследовав остатки корпуса подлодки, они пришли к выводу, что затопление произошло из-за срабатывания двигателей баллистических ракет.
Для более полного погружения в тему предлагаем твоему вниманию документальный фильм «Тайна гибели К-129», снятый Евгением Киселевым для НТВ в 1999 году.