Во второй половине XIX века на службу в императорские военно-морские силы Германии поступил наследник знатного рода фон Шпее, паренек с типичным немецким именем Максимилиан Иоханнес Мария Губертус.
Благодаря аристократическому происхождению и военному таланту, Максимилиан фон Шпее быстро сделал карьеру, встретив Первую мировую войну в чине вице-адмирала и командующего Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой. В начале войны его эскадра, состоящая из пяти кораблей, действовала у берегов Бразилии. 1 ноября 1914 года, в битве при Коронеле, фон Шпее одержал впечатляющую победу над британской эскадрой контр-адмирала Крэдока, потопив два вражеских крейсера с минимальными потерями для себя. Однако триумф был недолгим.
8 декабря 1914 года, у Фолклендских островов, восемь британских кораблей под командованием Стэрди уничтожили эскадру фон Шпее, в том числе самого вице-адмирала и двух его сыновей. Несмотря на поражение, фон Шпее стал национальным героем Германии, а в его честь был назван тяжелый крейсер.
Даже Уинстон Черчилль, хоть и враждебный политик, отметил недюжинные качества фон Шпее, сравнив его с цветком, красивым, но обреченным. На этом, однако, история не заканчивается…
«Адмирал граф Шпее» был спущен на воду в июне 1934 года, причем бутылку о его борт разбила дочь покойного вице-адмирала, графиня Губерта фон Шпее. После нескольких лет службы линкор был отправлен заниматься крейсерством в южную часть Атлантики.
За осенние месяцы 1939 года «Адмирал граф Шпее» успел потопить около десяти британских судов. Причем с одного из них капитан линкора Ганс Лангсдорф забрал английскую рацию, украсившую его рубку и помогавшую перехватывать сообщения англичан.
13 декабря 1939 года нашкодивший немецкий линкор был наконец обнаружен союзными силами в виде двух британских и одного новозеландского крейсеров. В ходе битвы у аргентинских берегов «Адмирал граф Шпее» получил незначительные повреждения. Его капитан Лангсдорф попросил у правительства Уругвая разрешения на трехдневный ремонт и скрылся от преследовавших его англичан в заливе Ла-Плата.
Окопавшись в узком и безопасном заливе (корабли англичан предпочли остаться в океане), капитан Лангсдорф принялся слушать трофейную английскую рацию. И вскоре запаниковал. Из перехваченных им сообщений следовало, что у входа в залив Ла-Плата линкор ждали уже не три крейсера, а целая эскадра, которую капитаны крейсеров вызвали на подмогу.
Лангсдорф пал жертвой блефа: никакой эскадры не предвиделось. Более того, многие историки до сих пор полагают, что быстроходный немецкий линкор имел все шансы выскочить на большой скорости из залива, вырваться из британского окружения и даже уйти от преследования. Но историкам хорошо: они сидят в теплых библиотеках и рассуждают спустя много лет в сослагательном наклонении. А капитану нужно было принимать решение там и тогда. И он его принял.
По истечении трехдневного срока Лангсдорф потопил линкор «Адмирал граф Шпее». Команда была интернирована. Сам капитан застрелился.
«В чем же мистика?» — задаются вопросом читатели, не слишком хорошо знакомые с географией. Так вот, мистика в том, что и граф фон Шпее, и линкор имени графа фон Шпее погибли в водах одного и того же океана, у берегов одной и той же Аргентины. Разница между датами их гибели составила 25 лет (и 9 дней).
История, бывает, любит черный юмор: «Четыре пожара в один день и другие безумные совпадения, в которые трудно поверить».