Мистер Бернс
Злобный затворник и владелец атомной станции из «Симпсонов» — собирательный образ сразу нескольких реально существовавших богачей. В разных интервью сценаристы «Симпсонов» и главный автор Мэтт Грейнинг упоминали Джона Д. Рокфеллера, Дэвида Рокфеллера, Джейкоба Ротшильда, Руперта Мёрдока, Уильяма Рэндольфа Херста, Говарда Хьюза и даже заглавного героя фильма «Гражданин Кейн» (от него, кстати, Бёрнс заимел имя Чарльз). Но больше других в личность хитрожелтого скряги все-таки вложились норвежский судоходный магнат Фредрик Олсен и глава Fox Inc. Барри Диллер.
На родине Олсена называют (да, ему девяносто, и он жив-здоров) «норвежским Говардом Хьюзом» за его несметное богатство, легкое безумие и избегание публичности.
Но любопытнее складывается связь персонажа с Барри Диллером. Он стоял у истоков Fox Television и с 1984 по 1992 год был главным исполнительным директором компании. Диллер отвечал за запуск сразу нескольких новых телепроектов, в числе которых были и «Симпсоны», стартовавшие в 1989-м. Вместе с Диллером телешоу устаканилось в сетке вещания канала и уже с первых лет существования заимело важный социальный статус. Не совсем понятно, чем именно Диллер насолил Грейнингу, но поначалу безобидные намеки на босса стали перерастать в довольно жесткие подколы. К примеру, в одном из эпизодов мистер Бёрнс производил боеприпасы для нацистов — это при том, что Диллер был евреем и родился в годы войны. Тем не менее вот уже без малого тридцать лет Грейнингу и компании сходят с рук подобные издевки. И все благодаря дальновидности, лояльности и мудрости сурового миллиардера.
Есть и еще один прототип. Аниматор Дэвид Сильверман отмечал в интервью, что срисовал выпученные глаза, особое строение скелета и постоянно сцепленные вместе пальцы Бёрнса с богомола. Исходя из этого факта, вероятно, Бёрнс с свои сто с хвостиком все еще девственник.
Урсула
Как это ни парадоксально, главную злодейку из мультфильма «Русалочка» аниматоры срисовали с мужчины.
Харрис Гленн Милстед, известный под псевдонимом Дивайн, — скандально известный актер, певец и один из важнейших персонажей гей-культуры. Возникает вопрос: как 140-килограммовый дрэг-квин, завсегдатай легендарного клуба «Студия 54», крутивший роман с порноактером и устраивавший одну дичь за другой (включая прилюдное мужеложство и поедание собачьих экскрементов с экрана), попал в безобидный семейный мультик?
Всему виной автор песен к мультфильму Ховард Эшман. Поклонник трешевых фильмов Джона Уотерса, прославивших Дивайн, даже настоял на том, чтобы Урсуле расширили роль до полноценной партии (в оригинале Андерсена у морской ведьмы гораздо меньше действий). Причем изначально главную злодейку нарисовали скатом и рыбой скорпеной и только после длительных поисков подходящей морской твари определились с осьминогом, скрещенным то ли с вампиром, то ли с Шурой.
В результате получилась стопроцентная Дивайн, скопированная в деталях! Даже родинка возле рта присутствует. Учитывая, что изображать женщину было творческим кредо Милстеда (вся его фильмография состоит из женских ролей), не приходится удивляться и предложению озвучить Урсулу. Но в процессе работы над мультфильмом артист умер от сердечного приступа. Трагически оборвалась и судьба поэта-песенника Эшмана, скончавшегося от ВИЧ между первым своим «Оскаром» за главную песню в «Русалочке» и уже посмертным — за балладу в «Красавице и чудовище».
ВАЛЛ-И
Неуклюжий грустноглазый невротик, выглядящий как сложенный вчетверо Бамблби, не обладает богатой мимической палитрой. Поэтому критики и зрители предположили, что прототипами героя стали актеры немого кино, создавшие, по сути, юмор с серьезным лицом: Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд.
Режиссер Эндрю Стэнтон подтвердил в интервью, что аниматоры искали вдохновения в знаменитых голливудских комиках немого кино, но все же отметил, что главным вдохновителем образа стал Вуди Аллен. Да и типаж Аллена во многом схож с ВАЛЛ-И: оба забитые жители большого города, неспособные найти себя, но влюбленные в божественных красавиц. Хотя нам бы хватило одного имени в качестве намека на режиссера В. Аллена.
Аладдин
В 1988 году «Дисней» начал работать над мультадаптацией сказки «Тысяча и одна ночь» (набросок мюзикла сделал, кстати, тот самый Говард Эшман, работавший до этого над «Русалочкой»). Первоначальный вариант был более мультяшным и ориентирован на детскую аудиторию: главному герою тринадцать лет, у него взволнованная мама и двое друзей-подростков. И аниматор Глен Кин признавался, что изначально в качестве прототипа художники работали с внешностью кумира американских школьников Майкла Дж. Фокса.
Но тогдашний глава Walt Disney Motion Pictures Group Джеффри Катценберг посчитал, что персонаж-подросток не будет органично смотреться в роли ухажера Жасмин, уж больно он маловат для любовной линии. Сценарий изменили, и Аладдина сделали постарше: поздравили с совершеннолетием, добавили взрослых проблем и маскулинности и убрали маму c друзьями из сценария. Эти перемены вынуждали продюсеров найти кого-то помужественнее в качестве примера для художников.
Аккурат между выходами первой и второй частей «Назад в будущее» в прокат вышли «Лучший стрелок», «Коктейль», «Человек дождя» и Рожденный четвертого июля». Так Голливуд создал очередного голема для подростковой фанатичной аудитории. Популярность Тома Круза подтолкнула продюсеров «Аладдина» взять за основу именно его внешность. Но смена произошла уже в ходе работы над анимацией, поэтому самые внимательные зрители заметили в музыкальной вставке Friend Like Me следы былого Аладдина, срисованного с Фокса и отличного от героя в других сценах.
Кроме того, Кин признается, что дизайн штанов и движения Аладдина он позаимствовал из клипов МС Хаммера.
Карлсон
История создания мультипликационного образа Карлсона — пример гениальной прозорливости Василия Ливанова. Когда в беседе с ним режиссер мультфильма Борис Степанцев, перебравший многих маститых актеров, признался, что отчаялся искать подходящий голос для озвучки, Ливанов, взглянув на эскизы, заметил: «Этот Карлсон на Рошаля похож».
Григорий Рошаль был известным на всю страну кинорежиссером. К 70 годам он успел показать свой фильм в Каннах, получить две Сталинские премии и звание народного артиста СССР. Он уже становился прототипом мультперсонажа — режиссера из «Фильм, фильм, фильм». Коллеги знали его как добродушного и мягкого человека, не похожего на вредного нахала из книжки Астрид Линдгрен. И поначалу Степанцев не оценил сравнение Ливанова. Но когда актер начал произносить реплики Карлсона, пародируя голос Рошаля, все вопросы отпали.
Григорию Рошалю, вопреки опасениям Степанцева и Ливанова, карикатура ужасно понравилась, в знак благодарности он даже прислал актеру открытку, которую подписал так: «Рошаль, который живет на крыше». А Линдгрен, посетив СССР, встретилась с Ливановым и поблагодарила его за удачное попадание в образ.
Шрек
Американский писатель Уильям Стейг всю жизнь придумывал детские книжки, писал и рисовал, но лишь в 83 года создал свой главный хит (вот уж мощный пример откладывания дел на потом!). В 1990 году в Америке вышла книжка «Шрек!» — рассказ о добродушном огре, иллюстрированный им самим.
Она не стала суперхитом, поэтому широкой публике не было интересно, как Стейг придумал своего героя. Хотя хроники помнят, что в одном из интервью он рассказал, с кого срисовал Шрека.
Знаменитый борец Морис Тийе родился на Урале во французской семье.
После революции мать уехала с 14-летним Морисом во Францию, где спустя три года мальчику диагностировали акромегалию. Это редкое заболевание, вызванное опухолью на гипофизе, в результате которой кости разрастаются и утолщаются. При росте 170 см юноша весил 122 кг.
Несмотря на издевки сверстников и трудности в продвижении по карьерной лестнице, внешность сделала Тийе популярнейшим персонажем эпохи. Он решил брать от жизни все и в 34 года профессионально занялся борьбой. Под псевдонимом «Французский ангел» Морис провел на ринге 16 лет.
Он стал кумиром для многих людей с особенностями внешности. У него было немало подражателей в спорте. Ему жали руку король Георг V и папа римский. Но, главное, он всегда оставался истинным «Французским ангелом» — примером мудрости по отношению к ненавистникам и очень сентиментальным человеком (Тийе умер от сердечного приступа, узнав о смерти своего лучшего друга и промоутера).
Уильям Стейг был его ровесником и, безусловно, знал о существовании Тийе. В одном из интервью он обмолвился, что именно с улыбчивого громилы и списал образ Шрека. Но боссы DreamWorks в ответ на вопрос об этом всегда неуверенно крутили пальцем в ладошку. Вероятно, признав взаимосвязь Шрека и Мориса, студии пришлось бы выкупать у родственников Тийе права на использование образа. Но в 2007 году в Интернете всплыл экс-сотрудник студии, который подтвердил, что Шрек родом с Урала.
Стервятники из «Книги джунглей»
Не всегда все складывается гладко в отношениях между автором и прототипом. В 1967 году на экраны вышел диснеевский мультфильм «Книга джунглей», где по сюжету Маугли встречает стервятников. За них должны были петь «Битлз», но гастрольный график никак не позволял заниматься озвучкой.
К тому же идея, принадлежавшая менеджеру группы, не нравилась Джону Леннону, и музыканты так и не дали свои голоса героям. В итоге на растерзание стервятникам остались лишь швабры на головах и английский акцент. Забавно, что в художественном ремейке ленты 2016 года продюсеры хотели вновь затащить оставшихся участников группы в проект, но безуспешно. Есть вероятность, что в сиквеле они могут-таки появиться.
Моряк Попай
Элзи Крайслер Сигар работал газетным карикатуристом и помимо пародийных скетчей на знаменитостей создавал анекдотичные зарисовки из жизни рабочего класса. В комиксе про красотку, ее брата и ее ухажера в 1929 году был введен новый персонаж. Причем тогда он поучаствовал лишь в единственном диалоге (Кастор Ойл: «Эй ты, там! Ты моряк?» Попай: «А ты думаешь, я ковбой?»).
Автор и не думал продолжать линию этого грубоватого подвыпившего боцмана. Однако популярность персонажа в читательской среде стремительно возрастала, и автор быстро сделал моряка главным действующим лицом. Спустя четыре года началась мультипликационная одиссея Попая, а в 1980 году вышел художественный фильм, в котором героя сыграл Робин Уильямс.
Прототипом любителя шпината стал старый друг юности художника — Фрэнк Фигль. Известно, что он служил кочегаром на британском судне, курил трубку, имел проблемы с глазом, слыл драчуном и забиякой. Правда, прозвище у Фрэнка было Рокки, а лупоглазым (pop-eyed) он вовсе не был. Фрэнк был локальной знаменитостью, и мальчишки часто пользовались его вспыльчивостью: дразнили его издалека, а потом улепетывали, потому что подзатыльники тот раздавал, как его мультипликационный брат — апперкоты.
Успех не вскружил голову Сигару. Карикатурист не забывал небогато жившего Фрэнка и неоднократно посылал Фиглю чеки с «авторскими отчислениями».
Во многом благодаря этому Фрэнк пережил Сигара на девять лет. На его надгробии выгравировано изображение Попая и отдельной строкой указано, какую роль Фигль сыграл в истории американской мультипликации.
Попугай
Конечно, в 1976 году только суицидник мог открыто пародировать Ленина в образе попугая. Но в 2015 году художник-постановщик Леонид Шварцман признался, что при работе над персонажем авторы уловили это сходство и деваться от него было уже некуда. Попугай не картавит, но заикается на букве «р», все знает лучше всех и регулярно указывает крылом в светлое будущее.
Ежик в тумане
Мир нельзя было бы считать гармоничным без этой парочки. В своих мемуарах Людмила Петрушевская (написавшая позже сценарий для «Сказки сказок» того же Норштейна) самолично признает свою связь с ежом. А вот режиссер отрицает сходство. По его словам, образ давался с большим трудом, вариантов была куча, и с писательницей животное никак не связано.
Кому из них верить — решать вам. Но, вспоминая мудрость поросенка Петра, что-то нам подсказывает, что Петрушевская в животных разбирается лучше, чем Норштейн.
Фото: Getty Images, TASS, AP