Как ты знаешь, у нас Пасху празднуют с куличом и без фанатизма. А вот в Штатах пасхальным утром отцы семейств, переодевшись зайцами, прячут по всему дому и двору крашеные яйца, чтобы позже дети искали их, потроша шкафы и осиные гнезда. Кто найдет больше яиц, того весь год ожидает счастье.
Так как Пасха в Штатах — один из немногих масштабных праздников, понятие «истер-эг» (пасхальное яйцо) прочно вошло в американскую культуру как синоним того, что нужно найти, чтобы обрести счастье.
Впрочем, и у нас слово «пасхалка» за последние лет десять довольно прочно вошло в обиход. И если о «пасхальных яйцах» из блокбастеров последних лет ты наслышан, то вот тебе 14 скрытых сюрпризов из фильмов постарее…
«Перл-Харбор»
7 декабря 1941 года, когда японцы напали на военно-морскую базу Перл-Харбор, они еще не знали, что спустя полвека режиссер Майкл Бэй снимет про это фильм. Иначе они бы свернули у Гавайев и полетели бомбить Голливуд — чтобы фильм никогда не увидел свет.
Безвкусная лента стала темным пятном на карьере всех, кто приложил к ней руку (больше всего досталось Бену Аффлеку). И мы бы никогда не посоветовали ее смотреть, если бы не два момента: Кейт Бекинсейл в белых чулках и… кадр из «Крепкого орешка», грубо вклеенный на 117-й минуте!
Что он тут делает? Ну как же! Будучи фанатом Уиллиса, Бэй не раз приглашал его в свои фильмы. Но уже после «Армагеддона» Брюс отказался от работы с пироманом и штамповщиком. Поэтому Бэю в своем очередном фильме пришлось ограничиться монтажом.
«Люди Икс»
Экранизация самого популярного в США комикса — занятие неблагодарное. Обязательно найдется какой-нибудь миллион зрителей, который ткнет в киноэкран пальцем и спросит, нецензурно ругаясь: «А почему у Росомахи лосины не желтого, а черного цвета? Позор! Отход от оригинала! Верните деньги!»
Зная, что капризным читателям комиксов все равно не угодишь, режиссер Брайан Зингер (кстати, создатель «Подозрительных лиц») решил метить в другую аудиторию. И нашпиговал свой изначально, скажем так, не очень интеллектуальный фильм о мутантах такими бонусами, что «Люди Икс» (а затем и их продолжение) сразу же полюбились хорошим и умным людям.
Посуди сам. Тут тебе и аллюзии на Шекспира, и скрытые выдержки из речей конгрессмена Маккарти, и, главное, завуалированная партия в крестики-нолики, разворачивающаяся на протяжении всего фильма! (Крестик — символ профессора Ксавьера, предводителя хороших мутантов, а нолик — знак его противника, злого старца Магнито.)
Следить за этой партией сложно, но приятно. С каждым просмотром глаз подмечает все новые детали. Вот буква X в заставке студии «забыла» погаснуть.
Еще одни крестик.
А вот на экране эпизодического телевизора мелькнула эмблема, обведенная жирным овалом… Нолик..
Опять нолик?
И это?
За этим занятием даже забываешь смотреть на актеров в лосинах, которые рубят друг друга адамантиевыми когтями и при этом как-то умудряются сохранять серьезное выражение лиц (местами загримированных под песьи морды).
«Суперсемейка»
Что отличает шедевр от ширпотреба? В хорошем творении каждый найдет что-то свое. Правда, когда не по годам развитые дети находят в диснеевских мультиках слово SEX, то речь чаще заходит не об их шедевральности, а о дурном вкусе авторов.
«Суперсемейка» стала вторым (после «Короля-льва») фильмом, вызвавшим гнев взрослой аудитории. А все из-за одного кадра, на котором лишь при большом желании можно разглядеть три заветные буквы.
Да и то авторы открещиваются от любых обвинений, утверждая, что это не SEX, a SFX (сокращение от выражения «звуковые эффекты») — этакий трибьют звукоинженерам. Возмущенные родители им, конечно, не верят.
«Крестный отец»
Трудно представить себе более несовместимые понятия, чем «апельсин» и «смерть». Тем не менее кое в каких культурах одно было символом другого. В Древней Греции цветы апельсина были цветами Артемиды, кровожадной богини-охотницы (могилы задранных зверями древних греков украшались плодами).
Американские куклуксклановцы присылали своим жертвам зернышки этого фрукта за день до линчевания. Однако в истории не было ни одного свидетельства о том, что апельсин использовался в качестве черной метки у итальянских мафиози.
Не было свидетельств? Будут! Так решил создатель фильмов о «крестном отце» Френсис Форд Коппола — и ввел апельсины во все части трилогии.
Всякий раз, как этот фрукт появляется в кадре, можно не сомневаться: сейчас кого-то убьют. Видимо, таким образом Коппола предупреждал чересчур впечатлительных зрителей о близости кровавых сцен. Так что пусть тебя не смущает жизнерадостность и даже некоторая идиотичность апельсина: под маской рыжего фрукта здесь скрывается глашатай смерти.
«Назад в будущее»
Многим любителям этого фильма сцена, в которой Марти Макфлай переносится в 1955 год и въезжает в сарай какого-то фермера, а потом удирает от него под огнем двустволки, кажется несмешной и совершенно ненужной.
Наверное, придирчивые зрители просто невнимательно следят за деталями и потому не замечают одну из двух маленьких сосенок, которую Марти сбивает на своем «Делориане». А позже не замечают, как универмаг «Две сосны» по возвращении нашего путешественника превращается в «Одинокую сосну».
Это переименование отлично иллюстрирует так называемый эффект бабочки. Ну, ты помнишь: взмах крыльев бабочки в одном полушарии может породить цунами в другом…
Крекс-пекс-фекс!
И вот уже — магазин переименован.
«Заводной апельсин»
Самый простой способ отловить истер-эг — это посмотреть фильм на замедленной прокрутке. Неудивительно, что с развитием видео режиссеры стали чаще вставлять в фильмы сообщения, неразличимые при обычной скорости воспроизведения. Удивительно другое: как на подобный ход еще в 1971 году решился Стэнли Кубрик? В «Заводной апельсин», на десяток лет опередивший видеоэпоху, были вклеены практически невидные глазу кадры с откровенными рисунками (финал сцены, в которой Алекс убивает престарелую леди огромным гипсовым фаллосом).
Четыре рисунка, пущенные один за другим, воспринимались зрителями как вспышка белого света, не более. То ли Кубрик хотел проверить на зрителях метод 25-го кадра, которым кодировали от насилия героя фильма, то ли он уже тогда знал, что снимает классику, переживущую и его, и эру кинотеатров. Так или иначе, но жуткие кадры прокрались в фильм и не были замечены цензурой.
На этом фоне аллюзия на библейское «число зверя» (Алекс будто случайно оказывается между своими дружками-копами, у которых на погонах числа «665» и «667») выглядит невинной забавой. Хотя и этой детали нельзя не уделить внимания.
«Призрак оперы»
Ты наверняка в курсе, что Джоэль Шумахер, создавший киноверсию знаменитого мюзикла («Зэ фэ-э-энтом оф зэ опера из хи-и- ир, инсайд май майнд!»), в прошлом поставил две части бэтменианы. И чем это закончилось? Вот именно: на костюме Бэтмена появились соски, а харизматичные злодеи Николсон и Де Вито уступили место (стыдно сказать!) Шварценеггеру и Кэрри.
К счастью, даже сокрушительный провал «Бэтмена и Робина» (посетители сайта imdb.com нарекли его худшим фильмом столетия) не отбил у Шумахера любви к человеку в ушастой маске. И в своем очередном творении, «Призраке оперы», он снова ввел Бэтмена в кадр — правда, на сей раз из чистого озорства.
Ладно, Джоэль, после «Телефонной будки» мы тебя почти простили. Ну а сейчас ты еще и доказал, что способен иронизировать над собой — редкое в наше время качество. Кроме того, если учесть, что ты открыл миру полногрудую блондинку Дженнифер Эллисон… В общем, живи.
«Ограбление по-итальянски»
Ты наверняка помнишь кульминационную сцену фильма, в которой грузовик, груженный золотыми слитками, заезжает за угол небоскреба, а потом в буквальном смысле проваливается под землю.
Так вот, когда в колонках звучит взрыв, а на экране появляется испуганная толпа, а в правом нижнем углу кадра можно явственно разглядеть Человека-паука, трусливо убегающего вместе с остальными.
И это не попытка передать колорит лос-анджелесских улиц. Это расчетливая и хладнокровная месть. Дело в том, что за месяц до выхода фильма в Интернете мелькнула новость, что сиквел «Человека-паука» будет снимать не любимец публики Сэм Рэйми, а режиссер ограбления Ф. Гэри Грей. Ушлые киноманы обвинили Грэя в том, что новость он сфабриковал сам, чтобы подогреть интерес к своей работе. Скандал удалось замять, но отголоски его прокрались в фильм.
«Небесный капитан и мир будущего»
Историю фильма ты, вероятно, знаешь. Его главные сцены вручную нарисовал на своем домашнем компьютере никому доселе не известный выпускник Калифорнийской школы искусств Керри Конран, фанат «Метрополиса» (1927), «Супермена» (1941) и — внимание! — «Кинг-Конга» (1933). Увидевший его работы продюсер просто добавил в фильм Анджелину Джоли, Гвинет Пэлтроу и Джуда Лоу, присыпал сверху долларами и сказал: «Мотор!»
В результате Конран, до тех пор не имевший никакого отношения к кино, сваял первый в истории фильм, целиком снятый на фоне зеленой простыни и впоследствии дорисованный на компьютере. Казалось бы, с такой свободой самовыражения он мог насовать в каждый кадр по пасхальному яйцу.
Но, к счастью, Конран не стал перебарщивать с приправой. Истер-эг в его фильме лишь один, зато какой! Пересматривая сцену, в которой Небесный капитан будет навешивать бомбу на ногу гигантскому роботу, брось взгляд на отдаленный небоскреб Эмпайр-Стейт. Что это там за козявка карабкается по шпилю? Да-да, глаза тебя не обманывают. Это Кинг-Конг. И пусть он не такой страшный и большой, как в фильме Питера Джексона (совсем небольшой), зато неожиданный!
«Пираты Карибского моря»
Фирменную подпись художника придумали еще в XI веке. За неимением гонорарных ведомостей творцы расписывались на своих полотнах и ставили рядом слово «fecit» («исполнил»). К XXI веку живопись выродилась в анимацию, а место латинских выражений заняли Микки-Маусы.
Профиль культовой мыши или хотя бы ее стилизованный анфас-логотип есть абсолютно во всех фильмах, к которым приложила руку студия «Дисней Пикчерз». И если во вполне современном «Лысом няньке» изображение ушастой морды не режет глаз, то Микки в «Пиратах» смотрится диковато, пусть даже это всего лишь принявший его форму дым. Ну, на то они и мастера, чтобы позволять себе вещи, на которые остальные не осмеливаются. Лишь бы эти Микки-подписи не становились ценнее самих полотен Диснея…
«Матрица-2»
Когда ты в очередной раз окажешься вовлеченным в спор о философской подоплеке фильма «Матрица: Перезагрузка» и твой оппонент станет утверждать, что сценарий фильма — это в чистом виде Дао и Дэ, рассмейся ему в лицо. Ибо «Матрица» пронизана библейскими аллюзиями.
Вот взять хотя бы номера машин. На машине агента Смита проставлено IS 5416. Это отсылка к книге пророка Исайи, глава 54, стих 16: «Вот, Я сотворил кузнеца… и Я творю губителя для истребления». («Кузнец» по-английски, как ты помнишь, будет «smith».)
Номер машины Морфеуса DA 203 намекает на книгу пророка Даниила.
А Призраки едут на «Кадиллаке» с цитатой из Второзакония.
Кстати, когда будешь рассказывать об этом, не особенно умничай. Никакого сакрального смысла номера не несут. Они всего лишь подсказывают, как дальше будет разворачиваться действие фильма. Взрыв «Навуходоносора», падение стен Зиона, гибель Тринити из-за непослушания — все это записано на номерах. Записано, взвешено, разделено…
«Индиана Джонс»
Что бы ни говорили маститые кинокритики про Джорджа Лукаса, а два его детища, два великих франчайза — «Индиана Джонс» и «Звездные войны» — навеки изменили мир. И попутно раскололи на два лагеря некогда сплоченные ряды фанатов Лукаса. Они до сих пор спорят, кто круче: галактический наркокурьер Хан Соло или Инди с его кнутом и шляпой (оба — в исполнении Харрисона Форда).
Между тем сам режиссер точку в этом споре поставил, похоже, сразу же. Взгляни сам на эти кадры. Индиана вскрывает крышку гробницы в Колодце Душ, чтобы достать ковчег со скрижалями. А кто это слева от него нарисован на столбе?
Ну же! Пылесос на гусеничном ходу и нечто гуманоидное с торчащими вперед руками. Правильно, это R2D2 и C3PO — неразлучная парочка роботов из «Звездных войн». А теперь второй снимок. Чье это имя красуется на вывеске клуба?
Ха, да это же славный джедай Оби-Ван Кеноби. Ну, и какие могут быть споры? Если в одном культовом фильме цитируется другой культовый фильм, то даже слепому ясно, какой из них более культовый. Так что при случае можешь веско сказать: мол, старик Лукас и сам признавал вторичность «Индианы Джонса» по отношению к «Звездным войнам».
Кстати, козыряние подобными фразами, почерпнутыми из статьи, — простой и действенный способ казаться умнее. Так что перечитай ее еще раз. И повнимательнее. Вдруг мы тут что-нибудь этакое спрятали?