Закрой свои глаза и представь
Армению, город в небесах.
The Who, песня «Armenia City in the Sky»
1928 год, самый разгар эпохи советских мечтателей. Только что вышли книги Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» и Александра Беляева «Человек-амфибия». В кинотеатрах все еще крутят «Аэлиту». И в 1928 году опубликован роман «Двенадцать стульев», где главный герой толкает бессмертный монолог о новых Васюках.
В этот год студент Георгий Крутиков продемонстрировал свою дипломную работу «Город будущего». Масштабный и детальный итог пятнадцатилетнего труда. Георгия беспокоила перспектива окончания годных для жилья мест на планете в связи с огромной рождаемостью, поэтому он и начал проработку проекта воздушных городов.
За такое искреннее рвение и богатую фантазию в прессе Георгия прозвали «советский Жюль Верн». Коллеги и преподаватели считали его фантазером и не особенно оценили проект, хотя признавали, что Георгий — перспективный архитектор и у него есть дельные проекты наряду с фантастическими. К тому же Крутиков был большим энтузиастом в области авиатехники и принимал участие в создании дизайнов аэропланов и дирижаблей.
На картине сверху показан общий вид на жилой квартал летающего города Крутикова. Многоквартирные коттеджи опираются на кольцо, в котором расположены коммунальные и технические помещения с инфраструктурой.
По мнению автора, строения будут удерживаться в воздухе силами ядерной энергии. А для перемещения будут пользоваться кабинками вроде той, которую он изобразил на картинке ниже. Капсула одноместная, а для кресла могут изменять форм-фактор для стоячего или сидячего пассажира.
Проект «Город будущего» хоть и обсуждался открыто, однако так и не был опубликован. Тем не менее он хорошо запомнился всем, кому довелось его видеть, ведь работа произвела фурор в архитектурных кругах и за их пределами. Скончался Крутиков тридцать лет спустя, в 1958 году. Ниже мы поместили еще несколько авторских эскизов с видом на летающие здания.