При всем своем подростковом задоре эта концепция была выдвинута вполне уважаемыми и даже где-то бородатыми философами. Гераклит призывал выделяться из толпы, отказываясь от радостей плоти, в частности от секса, а Пифагор говорил, что можно стать исключительным и счастливым, если перестать есть бобы и обижать петухов.
Если жизнь — это постоянное соревнование, иногда бывает полезно пройти вне конкурса. Если все бегут наперегонки вперед, а ты не очень-то быстро и боишься не поспеть за лидером, можно медленно пойти в другую сторону и упиваться собственной исключительностью.
Там, куда ты в конечном итоге придешь, будет довольно одиноко. Это может перевесить все положительные эмоции.
О том, что счастливыми могут быть только глупцы, задумывался еще Эмпедокл. Позже эту мысль за ним час-то повторяли. А Флобер и вовсе довел ее до абсолюта, сказав: «Для счастья нужны такие условия: хорошее здодовье и быть идиотом».
Чем ниже твоя склонность к самоанализу, тем больше удовольствия ты получаешь от жизни. Ведь тонкий, думающий человек похож на ребенка, который вместо того, чтобы играть в паровозики, ломает их и смотрит, как они устроены.
Увы, разучиться думать практически невозможно. Поэтому Эмпедоклов рецепт счастья подходит лишь немногим везунчикам, не испорченным интеллектом.
Пушкин писал, что привычка — замена счастью. И он был далеко не первым, кто так считал. Размеренность и рутину задолго до него пропагандировал святой Августин. Правда, говоря о подобном счастье, он еще не имел в виду пивбар по пятницам и споры, кому забирать детей из садика. Но в целом его рецепт соответствовал тому, что принято понимать сегодня под «семейными радостями».
Ты застрахован от любых сюрпризов, и прежде всего — от неприятных. Кроме того, живя по распорядку, ты точно знаешь, когда будет следующая порция счастья. Ты никогда не обманываешься в своих предвкушениях.
Никогда не изменять привычкам и довольствоваться малым — все-таки скучновато.
Фраза «найди свою половинку» была придумана вовсе не сайтами знакомств. Это полноценная философская концепция. Древние греки, начиная с того же Эмпедокла и заканчивая неоплатониками, всерьез считали, что люди когда-то были андрогинами — двуполыми существами шаровидной формы. Потом шары распались, и теперь половины ищут друг друга. Счастье — в воссоединении.
Любовь уж точно сделает тебя счастливым...
...на два-три дня. Ведь состояние активной влюбленности длится недолго. Затем любовь эволюционирует и начинает казаться ненастоящей. Это испытание проходят не все.
Это счастье, пропагандируемое христианскими мистиками, — лишь вариант платоновского. Разница в том,что объектом любви становится Бог, который хорош тем, что не капризничает и не просит свозить его в Гоа. Любить его поэтому легко, приятно и нехлопотно.
Правильно организованный религиозный экстаз подчас может быть лучше оргазма. Кроме того, надежда делает человека счастливее. А любовь к Богу позволяет тебе надеяться на жизнь после смерти — неплохая перспектива, согласись? Дополнительный плюс: минимум ответственности. Все твои поступки на жизнь вперед определяются заповедями и канонами.
Нужно будет отказаться от чувства юмора и скепсиса. Они все испортят раньше, чем ты станешь счастливее.
Казалось бы, чего уж проще. Казалось бы, если человеку мешают нравственные установки, противные нашей природе, надо совсем от них отказаться. Если получится (шепчут тебе на ухо демоны Шопенгауэр и Ницше), можно неплохо устроиться в этой жизни.
Ты ни о чем не жалеешь не отравляешь себе счастье. Отсутствие сожалений помогает не оглядываться назад и жить настоящим.
Муки совести все же тяжело победить. Раскаяние часто приходит в самый неподходящий момент. Расчленяя очередную девственницу, ты всегда можешь неожиданно подумать: «Черт, а ведь я украл этот топор!»
К XX веку философы почти перестали выдвигать новые концепции. Экзистенциалисты во главе с Сартром лишь повторили то, что было и до них известно древним китайцам: счастье — в слиянии существа и сущности. То есть ты, существо, счастлив, когда следуешь своей внутренней природе — сущности. Если твоя сущность в неудачах, успех не принесет тебе счастья. Так что пойми свою сущность и слейся с ней. Лузер.
Любые вредные привычки можно списать на то, что такова твоя сущность, и не бороться с ними. Таким образом, радоваться можно даже негативному.
Чтобы всегда принимать себя таким, какой ты есть, нужна недюжинная сила самоубеждения.
Старый гедонист Эпикур, разработавший эту концепцию, говорил так: хочешь быть счастливым — доставляй себе удовольствия каждый день, вкусно ешь, любуйся пейзажами и женщинами. Всего-то.
Счастье можно дозировать. Захотел стать еще счастливее? Закажи не два десерта, как позавчера, а четыре!
Чехов верно подметил: подобная философия хороша была в Греции, «где тепло и пахнет померанцем». В наших широтах довольно трудно восторгаться видом одетых женщин и примерзших к столбам ворон. Кроме того, за любые удовольствия нужно платить, причем чаще всего здоровьем.
Долгожданная формула счастья!
Путем тщательного анализа вышеизложенного мы вывели формулу для измерения твоего состояния на пути к счастью. Просто подставь в нее свои личные параметры, получи значение (в диапазоне примерно от -100 до +100, хотя возможны заскоки) и пойми, что тебе мешает быть счастливым. Если не это формула счастья, тогда мы уже не знаем, что! Ничего лучшего на сегодняшний день в этом жанре не придумано. Итак:
x — твое состояние
S — способность к самообману [0;10]
R — способность к самоанализу, рефлексии [0;10]
д, з, л — деньги, здоровье, личная жизнь — общепризнанные компоненты счастья [-100;100]
k1, k2, k3 — коэффициент их важности для тебя лично [0;1]
a4, a5... an — твои персональные составляющие счастья (карьера, мотоцикл, дети — все, что для тебя важно) — [-100;100]
n — общее количество компонентов счастья (все k + все a)
T1 — время с момента последнего серьезного улучшения жизни (в годах)
Е — оценка недавнего счастливого события (оргазм, вкусный обед, выигрыш в лотерею — все считается) [0;100]
T2 — время, прошедшее с момента этого события (сек)
A — твой возраст (в годах)