Небезызвестный роман господина Льва Толстого про женщину и паровоз начинается со ставшего знаменитым изречения о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Но Толстой заблуждался. Семьи, как счастливые, так и наоборот, могут быть удивительно разными. Потому что люди — существа творческие, склонные к экспериментам и легко меняющие свои привычки.
Мы прошерстили мировую историю с этнографией и собрали коллекцию самых любопытных типов супружеских отношений. Некоторые из них, кстати, даже необязательно преследуются сегодня по закону. Может, наконец и ты подберешь какой-нибудь вариант себе по вкусу.
12. Сакральный брак
Так как эпическое сознание не очень умеет отличать человека, скажем, от ежика, то неудивительно, что людям казалось разумным улещивать духов, силы природы, зверей и растения, отдавая им себя без остатка. Чтобы река не забывала разливаться в соответствующий срок, нужно выдать ее замуж за симпатичного юношу. Чтобы финик исправно плодоносил, можно выделить ему жену из самых красивых барышень племени.
Практически все культуры так или иначе проходили стадии сакральных браков. «Жены» и «мужья» человеческого происхождения в таких браках даже необязательно предавались смерти — наоборот, могли вполне мирно жить в обнимку со своим законным кактусом, исполнять при нем функции жрецов и даже заниматься в его честь ритуальной продажей тела посторонним гражданам.
Сакральные браки существуют до сих пор во многих культах. Например, христианских монахинь совершенно неслучайно именуют «христовыми невестами»: ноги этого образа растут именно отсюда.
11. Полиандрия
Многомужество — явление редкое, встречается лишь у некоторых народов (например, у ряда племен, населяющих Мьянму). Обычно это весьма мирные народы, которым география или история позволила долго существовать без войн — так долго, что начинался гендерный перекос. Девочек всегда рождается меньше, чем мальчиков, смертность во время родов также косит женскую часть общества, и если войны не прореживают мужчин, то женихов становится значительно больше, чем невест.
При полиандрии на одной женщине женятся обычно мужчины одной семьи (братья, сын и овдовевший отец, дядя и племянник и т.д.) либо побратимы. Потому что вдвоем или втроем, понятное дело, проще заплатить выкуп за невесту ее родителям, чем приобрести жену каждому в отдельности. Иногда «пользование» невестой происходит по очереди, с точным вычислением сроков зачатия, чтобы установить отцовство. Но чаще дети просто признаются детьми всех потенциальных отцов. Скучно, в общем.
10. Левират
Это древнееврейская норма, при которой женщина «выходила замуж за семью». Если ее муж умирал, то супружеские обязанности должен был исполнять его брат или отец. При этом дети, рожденные вдовой, все равно считались детьми покойного.
Библейский Онан, выливавший сперму на землю перед тем, как пойти к вдове покойного брата, например, делал это потому, что не хотел рождения у нее детей, которые опередили бы его в очереди на наследство. А самое печальное, что собственной законной жены этому и.о. мужа часто вообще не доставалось, раз уж он занят на «пашне брата своего». Несправедливо, мы считаем!
9. Патриархальный моногамный брак
Этологи считают, что для нашего вида стремление к справедливости является важным элементом стратегии группового выживания. Поэтому даже удивительно, что патриархальный моногамный брак с его принципом «по одной женщине в одни руки» стал довольно-таки поздним изобретением и пропагандировался лишь одной религией (правда, самой распространенной).
Традиционный патриархальный брак предполагает, что пара свято хранит верность друг другу, мужчина не несет свои гены в чужие дома, а женщина строго следит за своими яйцеклетками. При таком раскладе женщины оказываются в эволюционном проигрыше, так как их право на размножение сильно урезается по сравнению с полигинией или промискуитетом. До патриархата, скажем, практически не существовало такого явления, как «старая дева». Зато у мужчин, даже у явных аутсайдеров эволюционных гонок, появляется больше шансов на размножение.
Моногамный брак до сих пор наиболее распространенный тип брака для «золотого миллиарда». Сейчас, правда, роль отца как безусловного главы семьи стала анахронизмом, развод производится фактически по первому требованию любого из супругов, среднестатистический брак такого рода продолжается семь лет, две трети браков кончаются разводом. Банальщина, словом, и мы не можем горячо поддерживать эту традицию, как неимоверно нудную. Хотя и у нее есть свои поклонники.
8. Сорорат
Обычай, согласно которому мужчина женится на сестрах. Традиционен для Китая, где расходы на свадьбу — свах, дары, пир и прочее — даже тысячу лет назад были огромны, а состоятельный мужчина, который хотел гарантированно иметь наследников, редко ограничивал себя одной женой. В таком случае прекрасным выходом была женитьба на сестрах (или, скажем, на госпоже и служанке из одного дома) в один день. Это сокращало свадебные расходы и должно было уменьшить риск конфликтов между женами: все же девушки не чужие друг другу и должны уметь ладить между собой.
7. Временный брак согласно шариату
Возможность совершенно официально жениться на короткое время (хоть на год, хоть на час) с благословения мусульманского священнослужителя. Женщине в таком браке полагается подарок, переходящий в ее полную собственность по окончании брака; дети, рожденные от временного брака, считаются собственностью отца.
До сих пор такой временный брак весьма распространен в большинстве исламских стран, нередко являясь скрытой формой проституции. Правда, поставить это дело на поток никак не получится, так как, согласно шариату, женщина после временного брака должна ждать три с лишним месяца, чтобы вступить в следующий брак (а то вдруг она беременна от прежнего супруга?).
6. Брак чужеземца
Дети в малочисленных, ведущих закрытый образ жизни племенах продолжали рождаться хиленькими, поэтому в таких условиях пришлось срочно придумать способы вносить свежую кровь в генетический рацион.
Интересный обычай «брак чужеземца» мы встречаем и у ряда северных индейцев, и у некоторых племен Тибета, и у российских северных народов — скажем, чукчей и эвенков.
Любой странник, которого ехидная рука провидения приводила в деревню, попадал на собственную свадьбу. В самых интересных случаях — сразу со всеми местными дамами в фертильном возрасте; в облегченной версии — с дочками-женами хозяина дома. И пока все положенные красавицы не будут дорогим гостем оприходованы, сидеть ему под надзором, питаться самой жирной пищей и вздрагивать от ужаса при виде очередной порции разукрашенных невест, направляющихся к его хижине.
Мы бы признали этот способ брака наилучшим из всех возможных, если бы не то прискорбное обстоятельство, что нередко по окончании свадебных торжеств невольного жениха приносили в жертву — для закрепления эффекта освежения крови. Но какие-то положительные моменты в этом способе брака, несомненно, есть.
5. Групповой брак
Еще один тип брака, некогда распространенный по всей планете, а сейчас изредка встречающийся, например, в Центральной Африке, — групповой брак. Он возник, когда люди осознали роль отца в зачатии и сумели связать близкородственную связь с рождением больных детей. Это стало обрастать всевозможными табу, и в ряде племен придумали следующую штуку: всех подростков, прошедших инициацию и считавшихся отныне взрослыми, сразу после испытаний (нередко весьма кровавых и опасных) заодно и женили.
Сразу всех, друг на друге. Отныне и навсегда они имели право спать только с представителями своей инициационной группы, а попытки пообщаться с дамой из другой группы приводили ко всяким печальным последствиям типа кастрации, утопления и кормления собой крокодилов. Обряды инициации проходили раз в несколько лет для всех подростков деревни в возрасте от 12–13 до 17 лет.
Родившиеся дети считались общими, а вот имущество опять-таки наследовалось обычно матрилинейно. Этот вид брака тоже считается примитивным, но иногда попытки воссоздать групповые браки происходят и в более развитых обществах. Например, такие коммуны пытались устраивать пролетарские активисты в России и первопоселенцы в Израиле начала XX века: молодая семья из 10–20 человек обоих полов селилась вместе и сообща делила все тяжести, невзгоды и постели, которые посылала им судьба.
4. Примитивный промискуитет
В свое время этнографы, жадно устремившиеся в разнообразные джунгли мучить дикарей расспросами и выяснять, как жило человечество в начале времен, были премного разочарованы. Разочарование было вызвано тем обстоятельством, что бессовестные первобытные племена жили как хотели, каждое на свой лад, и понять, какой из этих ладов древнее и натуральнее, представлялось совершенно невозможным.
Например, у многих совсем взаправдашних дикарей уже были сложные семьи с массой табу. А другие, гораздо более продвинутые в техническом отношении, могли заниматься любовью как кролики: все со всеми, без каких-либо правил и ограничений. Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом». Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например. Семейные группы по 40–50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить (например, в специальных «хижинах для любви»).
Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова. Ведь часто «примитивные промискуитетчики» смутно представляют себе роль мужчины в зачатии. Обычно они полагают, что дети просто зарождаются у женщин в животах, а мужчины как бы включают внутри дам какую-то кнопку, после чего ребеночек начинает расти. Поэтому понятно, что для такого дела сойдет любой мужчина, или даже животное, или удлиненной формы камень. Ну и инцест тут явление распространенное. Табуирована лишь связка «сын — мать», да и то далеко не всегда. Но если не считать таких частностей, система отличная.
3. Полигиния
Ну, тут все понятно. Доступ к женщинам имеет только мужчина, который может прокормить и жен, и детей, а неудачники идут играть на домбре. Богатые, сильные и влиятельные содержат гаремы с красавицами, а остальные мужчины пашут его поля, убивают его врагов и подвергаются кастрации, дабы ничто не мешало им служить своему господину, охраняя его гарем.
Женщины становятся дефицитным товаром, в воздухе стоит густой запах тестостерона, в гаремах теперь скрывают не только чернооких гурий, но и почти все женское население страны, включая престарелых служанок и страдающих диабетом троюродных тетушек. Существо дамского пола осмеливается показаться на улице только в маскхалате поверх скафандра, но и это может не удержать страстный напор толп тридцатилетних девственников… Словом, идиллия. И все-таки слово «многоженство» ласкает наш слух.
2. Матрилинейный промискуитет
Слова «племянник и племянница» являются сохранившимся свидетельством того, что матрилинейные нормы не миновали и наших предков. Матрилинейность не надо путать с матриархатом: при матрилинейности верховная власть в племени обычно принадлежит мужчинам — царям-жрецам и прочим верховным шаманам. Но зато род ведется и имущество передается только по женской линии. То есть ты живешь в одном доме с мамой и сестрами, а в отношения вступаешь с женщинами из других родов, бегая к ним на свидания.
Препятствий тебе никто не чинит — ни к чему. Все равно твои дети будут считаться детьми ее братьев, а сам ты будешь считаться отцом детей твоих сестер. Поэтому их и называли словом «племянники», то есть «принадлежащие твоему роду». Принцип «мать всегда известна» до сих пор используется, например, в галахических законах иудеев, а вообще стадию матрилинейности проходили все народы. Потому что это просто и круто.
1. Цумидои
Продвинутая японская версия матрилинейного промискуитета. В досамурайскую эпоху 90% имущества, включая земли, жилые постройки и прочее, в Японии принадлежало женщинам, хотя распоряжались всем мужчины. Когда девушка вступала в брачный возраст, мужчины начинали совращать красавицу с помощью проникновенных писем. Обычно совратителем удавалось стать тому, кого со всем тщанием выбирали родители девушки (хотя, конечно, случались и накладки).
Получив полные намеков стихи о луне и мокрых от слез рукавах, кавалер потихоньку пробирался в спальню девушки по ночам. На третью ночь его официально «заставали» там родители. Теперь муж мог посещать девушку более или менее открыто, но оставалась она жить при маме с папой, которые в любой момент могли запретить зятю казать нос на порог, после чего принимались за поиски нового жениха. Дети молодых воспитывались родителями жены.
Лишь после долгих лет счастливого брака, встав на ноги и получив высокий чин, муж мог попытаться перевезти супругу с детишками к себе домой, да и то злой тесть вертел им как хотел, так как внуки считались его движимым имуществом. Зато мужчина в браке цумидои мог жениться на любом количестве женщин и посещать их по очереди, терпеливо выслушивая ревнивые упреки от каждой. И чем выше было положение мужчины, тем больше он слышал этих упреков, так как, желая иметь как можно больше дочерей (чтобы породниться со всеми влиятельными и знатными людьми округи), мужчины стремились поддерживать как можно больше брачных союзов. Великолепное устройство семейной жизни, мы считаем!