Об электромагнитном импульсе ты наверняка давно наслышан. Это явление было открыто благодаря тому наблюдению, что в районе посадки инопланетного НЛО временно прекращали работать автомобили, радиоприемники, наручные часы.
Про НЛО мы пошутили, конечно, хотя сути дела это никак не противоречит. Электромагнитный импульс (ЭМИ) возникает вследствие больших энергетических возмущений, его причиной может быть молния, электродуга, сверхмощное короткое замыкание. Но обычно у нас, простых смертных, ЭМИ ассоциируется с ядерным/термоядерным оружием. Электромагнитный импульс, так же как тепловой или ударный, является непременным атрибутом атомного взрыва.
Впервые наблюдали его в 1962 году в процессе воздушных испытаний водородной бомбы в Тихом океане, когда на обжитых Гавайских островах вдруг сработали все сигнализации и отключилось электроснабжение. При этом Гавайи располагались в полутора тысячах километров от полигона.
Что особенно неприятно, в течение следующих месяцев несколько низкоорбитальных космических спутников, чьи орбиты проходили через ту зону, вышли из строя. Американцы быстро разобрались что к чему и начертили для себя нижеследующую схему.
Хотя для человека ЭМИ практически безобиден, в военных условиях его эффект крайне неприятен, так как даже та боевая техника, что пережила взрыв, окажется небоеспособной. А уж самолеты, попавшие в зону действия импульса, практически обречены. Поэтому те боевые машины, которые наверняка окажутся в зоне поражения ЭМИ, оборудуются особой защитой на такой случай.
Вот именно для того, чтобы узнать, как обуздать ЭМИ, американцы начали исследование этого дивного эффекта. И не только они — само собой, СССР копал в том же направлении (и успешно, надо сказать).
В 60-е годы прошлого века янки построили 18 тестовых стендов для исследования ЭМИ на различных авиабазах. Все они соответствовали единому сценарию: самолет парковался на земле, после чего на него направлялся короткий, но мощный поток электромагнитного излучения. Однако ученые заявили, что эти тесты некорректны, так как часть излучения земля отражает самолету под брюхо, увеличивая полученную им дозу.
Соображение показалось военным логичным, и они дали зеленый свет проекту Atlas-1, который смог бы смоделировать поражение самолета в условиях, максимально приближенных к полетным. Нет, они не стали подвешивать самолет на ниточках, а построили гигантскую платформу, способную удержать бомбардировщик B-52. Полностью груженный!
Ключевой инженерный нюанс заключался в том, что всю конструкцию пришлось возводить без единого гвоздя. Дерево, дерево и еще раз дерево! Болты и гайки — тоже деревянные (см. фото ниже). Для повышения прочности деревянные элементы прессовались под воздействием температуры и высокого давления. Похоже, что в Альбукерке, где велось строительство, в тот момент профессия плотника стала самой востребованной и славной.
Утверждается, что и по сей день испытательная эстакада Atlas-1 остается самым крупным сооружением, когда-либо выстроенным из дерева и фанеры.
Комплектация стенда не ограничивалась перекрытиями и бомбардировщиком. Важной его частью являлись два генератора, расположенные по бокам от платформы; каждый из них выдавал напряжение в 5 мегавольт, в сумме же создавался поток энергии в 200 гигаватт, что сопоставимо с ЭМИ ядерного взрыва.
Бомбардировщик B-52 был самым крупным летающим объектом ВВС США, однако не только он размещался на стенде. Отдельно испытывались истребители, транспортные самолеты и ракеты.
Деревянный каркас проекта Atlas-1 выдержал все испытания. Программу свернули лишь после окончания холодной войны, в 1991 году, когда изучение ядерных и электромагнитных бомб перешло на методику компьютерных симуляций.
Однако сама двенадцатиярусная эстакада все еще не разобрана. Мало того, энтузиасты хотят присвоить ей статус национального достояния и оставить стоять вечно в качестве монумента.