1. Сорок лет водил Навальный протестующих по центру Москвы и наконец вывел их на Чистые пруды. Сначала он назвал монумент Абаю «памятником неизвестному казаху». За что получил сотни возмущенных реплик на казахском.
2. Тем временем Абай Кунанбаев жил в конце 19 – начале 20 века (1845-1904). Настоящее его имя — Ибрагим, то есть Авраам с арабского. Кличку Абай дала ему бабушка, это означает «внимательный, осторожный». А не «дед», как считают многие.
3. Абай Кунанбаев – это такой казахский Пушкин: основоположник местной письменной литературы, реформатор, первый классик. Своей миссией он считал объединение русской и европейской культуры на основе просвещенного ислама.
4. Что касается просвещенного ислама, то Абай знал, о чем говорил: он родился в полигамной исламской семье, его мать была одной из четырех жен отца. И у самого Абая к шестидесяти годам было три жены и двадцать детей. Мы согласны с Абаем: если что и объединит Европу и Азию, так это многоженство.
5. Иногда Абай писал музыку к своим стихам. Самая популярная песня называется «Көзімнің қарасы» или «Ты зрачок глаз моих». К сожалению, вряд ли песня станет новой Марсельезой, ведь Марсельеза – на французском.
6. С политикой Абай был связан с детства: в 13 лет его отец начал приобщать сына к административной работе. Биографы пишут, что Абаю «пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги». В своих стихах того периода он высмеивал некоторые сельские обычаи и выступал за права женщин.
7. Абай боролся за права женщин и на законодательном уровне, особенно за равноправие в наказаниях. Абай был среди создателей одного из первых правовых документов на казахском языке. По нему за супружескую измену били розгами и женщин, и мужчин. А вот за убийство женщины штраф полагался в два раза меньше, чем за убийство мужчины. При этом муж жену или жена мужа могла убить безнаказанно – дело семейное.
8. Абай был оппозиционером. Общался с политическими ссыльными демократами: Михаэлисом, Долгополовым и Гроссом, - и из-за этого имел проблемы с властями. Возмущался тем, что в степи не прекращается воровство, разбой, что осуждают невиновных.
9. Абай замечал, что волостные правители достигают власти хитростью и обманом, заботятся лишь о собственном благополучии, ищут поддержки у таких же «увертливых и ухватистых» как сами, и большую часть сил тратят на борьбу за сохранение власти.
10. За свою непримиримость Абай не раз получал по голове. В 1900 году на него напала банда мукурцев (из Мукурской волости). Они избили Абая и отняли у него ценные вещи за то, что он принял участие в определении границ между Мукурской и Чингизской волостями. Как это часто бывает в таких случаях, суд не нашел вины мукурцев и закрыл дело. А побои – это Абай сам себя избил, чесалкой для спины.
11. Ибрагим Кунанбаев был не бедным человеком: он владел тысячей верблюдов и двумя тысячами баранов. И как все зажиточные люди, Абай переехал жить в Лондон. Правда, после смерти. В Лондоне есть музей Абая Кунанбаева. Его создал писатель Ролан Сейсембаев, который переводил произведения Абая на русский. Ролан жил в Лондоне, и музей учителю решил сделать поближе к себе.
12. Улицы Абая есть во многих городах Казахстана, в Киеве, Ташкенте, Дели, Каире, и даже в Берлине. А в Карагандинской области есть даже город Абай – недалеко от ж/д станции Карабас. Суровый городок, судя по всему. В городе Абае живет чуть больше 30 тысяч человек, и в основном они добывают уголь. Там родился чемпион мира по боксу Олег Маскаев.
13. Памятники Абаю стоят не только в Москве и многих городах Казахстана, но и в Стамбуле и Тегеране. Московский монумент Абаю был установлен в 2006 году – Владимир Путин сделал алаверды Нурсултану Назарбаеву, который до этого открыл жителям Астаны Пушкина (правда не в книгах, а в мраморе).
Жители Чистопрудного бульвара были не в восторге от идеи поставить памятник великому Казаху (сейчас, вероятно, этим своим решением недоволен сам Путин). Особенно возмущался режиссёр Георгий Данелия. Видимо, он хотел любоваться из своего окна на памятник себе.
14. Скульптор Марат Айнеков, создавший сей монумент, до этого прославился эскизами казахстанской национальной валюты тенге.
15. Марат Айнеков возмущен тем, что монумент становится символом протеста. «Идет, мне кажется, определенная спекуляция на уровне древних культурных отношений. ... Я хотел бы, чтобы больше было позитива»,- сказал архитектор журналистам. Что может быть позитивнее революции? Разве что массовые расстрелы.
16. Первые протестные акции у памятника Абаю провело движение «Защитники Защитников Химлеса». До этого митинги на Чистых прудах обычно проходили у памятника Грибоедова. А потом протестующие долго скитались по Москве: пешком прошагали от Китай-города до Баррикадной и обратно, и в итоге осели у памятника Абая. Ученые тем временем уже вовсю строчат диссертации на тему: «Эволюция протестного движения: от кочевого скотоводства к оседлому земледелию».
17. Актер театра Современник Владимир Ветров рассказал в интервью The-Village, что установка памятника Абаю совпала по датам с 50-летием театра, и долгое время актеры думали, что это монумент Галине Волчек.
18. Казахи решили не терять времени и уже задумываются, как заработать на внезапной популярности своего земляка. Создатель международного казахского сервера Kazakh.ru Мурат Ижанов предложил наделать сувенирной продукции с Абаем, а создатель форума vse.kz Дмитрий Зимин уверен, что тот, кто начнет продавать футболки с изображением Абая, «сорвет банк». Пока казахи думали, протестанты уже нашили себе футболок, и с земляками Абая не поделились.
19. Еще на исходе 19 века Абай знал, чем все закончится в 2012 году. В его поэме «Кара соз» (дословно «Черное слово», переведено на русский как «Простое слово») есть такие строки: «Кто отравил Сократа, сжег Жанну Д' Арк, распял Христа, [cверг Путина]? Толпа». Дальше следует тирада о том, что толпа глупа, и ей должны управлять интеллигенты – видимо, такие, как сам Абай. Из этого ученые сделали вывод, что Навальный – последняя реинкарнация Абая.
20. Другие актуальные цитаты Кунанбаева, которые уже разошлись тысячами твитов: «Худший человек из числа людей - это человек без стремлений», «Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум» и «Кричащий в гневе - смешон, молчащий в гневе — страшен». А теперь – минутка революционной поэзии. Несколько строк из стихотворений Абая в переводе Вс. Рождественского.
Когда народным кетменем,
Без хана и без бая,
Мы сами грудь скалы пробьем,
Путь к жизни открывая.
Я слышу, как шумит листва,
Как там, в равнинах мира,
Уже рождаются слова
Великого батыра.
Как, разорвав веков пласты,
Плечом раздвинув недра,
Народ встает из темноты,
Вдыхая солнце щедро...
Мои стих — от сухости земной,
Но есть в нем воздух синий
И зноем пахнущий настой
Из солнца и полыни.
Он разлетится по сердцам
В предгорья и равнины,
И склонят слух к моим струнам
Грядущих дней акыны!»