От редакции. Евгений Демин в начале нулевых создал в России компанию SPLAT Global, которая за два десятилетия стала международной. Все начиналось с зубных паст, но история Евгения для нас будет о другом. Как разделять рабочие отношения с личными, как делать бренд ближе к людям и в чем дети круче взрослых — в истории успешного бизнесмена будет много личного и понятного каждому.
Этот материал —
В 2001 году мы выпустили первые зубные пасты, которые никто не хотел брать на реализацию. Мы уже нравились людям, но еще не нравились дистрибьюторам. Наша команда из 15 человек безумно горела происходящим и работала не покладая рук, но этого не хватало. Невозможность показать миру, какой крутой продукт мы делаем, очень меня расстраивала.
В один из вечеров такой грусти я вспомнил, как в европейской поездке владельцы продуктовых лавок гордо рассказывали, откуда у них сыр, откуда прошутто. Знали вообще все в деталях о своем товаре и хотели поделиться. У меня не было магазина, даже прилавка не было. Но были те самые покупатели, с которыми я мог поговорить. Социальных сетей тогда, напомню, не было вообще никаких. Поэтому я просто написал письмо в текстовом редакторе. Начал с того, что мне тоже сейчас страшно и неловко, но я хочу рассказать о нашем продукте и людях, которые за ним стоят. Что нас мотивирует, о чем мы мечтаем. Почему мы лучше всех рынке.
Затем мы этот текст распечатали и вложили в коробки с зубной пастой. И получили несколько сотен откликов. Люди реально отвечали мне! Поэтому с 2004 года и до сих пор я раз в месяц пишу письма, которые мы вкладываем в упаковки нашей продукции. У нас есть отдельная команда, которая читает то, что приходит нам в ответ. Хвалят нас или ругают — мы читаем все и стараемся отвечать. Сейчас нам приходят письма на английском языке, что несколько странно в период ощущения себя жителем осажденной крепости. Но это лишь напоминание, что мы — граждане мира и несем свой вклад в здоровье людей по всей планете.
Письма с критикой я делю на две категории. Первая — когда мы действительно накосячили. Полгода назад примерно у нас случилась партия, в которой тюбики трескались. Такого не было уже лет пятнадцать, но из-за перехода на новые материалы мы столкнулись с такой ситуацией. И вот на такие письма я отвечаю лично, извиняясь перед каждым человеком. По возможности объясняю причины брака и, разумеется, прошу отправить человеку замену продукта.
Очень редко бывают письма, в которых человеку просто хочется выплеснуть негатив. «Мне все не нравится, вы козлы, делаете фигню» и т.д. Конечно, первая реакция — удалить письмо и забыть про человека. Но я научился этого не делать. Я спрашиваю: «А почему такая реакция? А может, случилось что?» И удивительным образом почти всегда дальше разговор идет в другом тоне. Люди ожидали, что им либо нахамят в ответ, либо ничего не ответят. А тут проявление эмпатии, и человек теряется. Выясняется, что жара была, пробка, очередь в магазине, достало все — и вот сорвался.
В нас за последние годы существенно вырос градус внутреннего напряжения, и важно помогать друг другу его чуть-чуть опускать. Иногда для этого достаточно сказать: «Я не буду рычать на тебя в ответ, просто скажи, что у тебя случилось».
***
Вести бизнес с людьми, которые, так скажем, поднялись в девяностые, всегда было непросто. Когда мы только начинали, мне было 25 лет. Я приходил на переговоры, а серьезные дяди за 40-50 лет спрашивали: «Мальчик, а когда директор придет?» Мне директор типографии в ответ на мои возражения по качеству работы говорил: «Мы так всем делаем, всем нравится. Тебе не нравится? Иди на фиг». И ответить ему так же нельзя, потому что вопрос надо решать, а не ссориться.
Мы выезжали на том, что объясняли таким людям пользу сотрудничества с нами и выполнения наших требований. Тому же директору типографии я втолковывал: «Делаете по нашим требованиям — выше качество. Меньше брак. Меньше придется списывать. Больше денег заработаете». То есть ему в моменте нужно было найти одного дополнительного технолога, но на дистанции он оказывался в большом плюсе.
Кто-то не слушал нас и посылал. Но многие соглашались и потом благодарили, потому что наши идеи и стандарты позволили бизнесу партнеров расти.
***
В школе меня прогоняли с уроков за попытки выяснить, почему на что-то есть только одна точка зрения и что не так с альтернативными. Мне говорили «нельзя», а я спрашивал «почему». С бизнесом ровно та же история. Нам все говорили: «Нельзя делать зубную пасту. Ее делают большие международные корпорации». И я спрашивал: «Ну и что? Они меня из магазина выгонят? Что они сделают?» И дальше ответа не было. Просто нельзя делать. Наверное, нас спасало отсутствия опыта. Мы просто шли вперед и не слушали чужие опасения.
***
Бизнес в нулевые напоминал прогулку по дикому лесу, правил которой ты вообще не понимал. Потому что их не было. Те, кто должны были тебя в том лесу защищать, могли первыми тебя сожрать. Хаос, в котором непонятно, что твердое, а что зыбкое.
Сейчас под рукой все законодательство, все научные и профессиональные журналы, подкасты, видео, вебинары. В любом городе предпринимателям мэрия субсидии выдает. Ресурсы и возможности совершенно на ином уровне.
Нашей продукцией люди пользуются уже 23 года. И мы не отделяем Россию от глобального рынка, где мы реализуем свою продукцию. На сегодняшний день это более 60 стран. Санкции, да. Их объявили страны, в которых живет 1 миллиард человек. То есть еще примерно 7 миллиардов нам санкций не объявляли. И это большое поле для деятельности. Начать работать с Индией, Юго-Восточной Азией, Китаем — да там работы лет на тридцать вперед!
***
Мы больше 20 лет делаем бизнес с лучшим другом, зная друг друга с первого класса. То есть почти 40 лет дружим, половину этого времени работаем вместе. К счастью, мы движемся на одинаковых скоростях, нам интересны близкие вещи. Получается даже до сих пор друг друга чему-то учить.
Бывает трудно, разумеется. И конфликты случаются. Но это все часть процесса поиска наилучшего решения. Мы можем так поругаться на рабочей встрече, что потом не разговариваем несколько дней. Было и такое, что обсуждали уход в самостоятельное плавание. Но вместе мы можем больше, чем по одиночке.
Другой мой партнер по бизнесу — моя жена. И я считаю, что она гораздо талантливее, чем я. Иногда у нас бывают очень яркие споры, когда каждый доказывает свою точку зрения. В такие моменты мы вспоминаем, ради чего мы работаем, и это всегда помогает найти лучшее решение.
К сожалению, наши дети чаще видят маму и папу бизнесменов, а не маму и папу, которые смотрят сериалы или играют в баскетбол. Это приводит к неожиданным результатам. Наша 10-летняя дочь уже разработала несколько продуктов: щетки, детские зубные пасты. Она буквально рисует сама дизайн, проводит встречи с продуктовой командой. Там она объясняет, каким будет следующий наш продукт. Когда я это слышу, то просто вспоминаю себя в 10 лет — бегал и бил крапиву палкой. А тут мы продали больше миллиона созданных ею продуктов, зафиксировали роялти в ее пользу. У нее денег сейчас больше, чем у старшей. Но мы никогда не заставляли и не заставляем ее этим заниматься. Она просто кайфует от процессов.
У детей прекрасная фантазия, их миры уникальные. Взрослые потом начинают жить с большим количеством барьеров, и все превращается в небольшой туннельчик. А у детей в голове постоянный блокбастер. И когда ребенку не обрубают эти фантазии, то это расширяет границы мышления и для взрослых тоже. Дети живут по принципу, что в жизни возможно все. Взрослые живут с мыслью, что сидеть лучше с руками на парте и отвечать, только когда спросят. Поэтому мы с супругой всегда поддерживаем инициативы как своих детей, так и разные детские и молодежные образовательные проекты, считая своей социальной миссией передать знания и навыки новому поколению.
***
У меня в ванной стоит порядка 200 образцов разной пасты. То есть я обязательно пробую все на себе, и не один раз, прежде чем мы выпустим новинку в продажу. Требуется от 7-8 до 40 итераций продукта от концепта до релиза. Возможно, все сорок я не попробую, но ключевые изменения, разработанные нашей RnD-командой, мимо меня точно не пройдут.