Создать новый автомобиль и не налажать — плевое дело, если нужно сделать транспортное средство типа «телега самобеглая, чуток улучшенная». А когда технический прогресс и рынок каждый год поднимают планку на новый уровень, ошибки при конструировании неизбежны. Они были, есть и будут.
Саморазлагающаяся проводка Mercedes-Benz
В 1990-м в Германии усилиями «зеленого» лобби приняли закон, согласно которому автомобили должны иметь саморазлагающиеся элементы. Для начала хоть какие-то, а там видно будет. Как выкручивались остальные, мы не знаем, а Mercedes-Benz с 1991 по 1995 год устанавливал на все модели саморазлагающуюся изоляцию электропроводки. Увы, оказалось, что она способна не только гнить в земле, но и распадаться при нагреве. Не сразу, через годы, однако… Происходило это уже после окончания гарантии, так что счастливым обладателям приходилось выкладывать около 1000 евро за замену проводов.
Убийца радиаторов от General Motors
Одна из самых дорогих ошибок концерна General Motors — применение антифриза Dex-Cool в середине 90-х. Официально считалось, что он совместим с другими типами охлаждающих жидкостей и служит до пяти лет или 150 000 миль пробега. Однако намного раньше Dex-Cool превращался в мерзкую кашеобразную субстанцию, забивавшую радиаторы и вообще все узкие места системы охлаждения. Концерну пришлось проводить масштабный отзыв автомобилей.
Реактивный бак Ford Pinto
Расположенный за задней осью бензобак Ford Pinto при ударе сзади смещался, и его пробивало болтами редуктора. Кроме того, у него деформировалась горловина бака, что способствовало вытеканию топлива. Небезопасно, да, но для машин той эпохи (это 70-е) такое расположение бака не было совсем необычным. Да и загорался Pinto не намного чаще других автомобилей. Однако пресса раздула скандал и выяснила, что Ford изначально знал о проблеме. Пришлось компании платить космические штрафы, отзывать все Pinto и ставить щиток между баком и редуктором, а также менять заливную горловину.
Ржавеющие Toyota Camry
В 2012 году появилось новое поколение Toyota Camry, в угоду «зеленым» окрашенное тонким слоем экологичной, водорастворимой краски. Кажется, она отлетала даже от ударов песчинок, так что капот бизнес-седана за пару лет покрывался сколами, по которым немедленно начинали расползаться предательские рыжеватые пятна. Особенно это бросалось в глаза на белых автомобилях. Клиенты были возмущены, зато дилеры начали зарабатывать на предпродажной подготовке, покрывая кузов защитными составами. На репутацию марки это никак не повлияло, накопленный десятилетиями запас прочности бренда такой мелочью не перешибить.
Мягкий «кирпич» Jeep Cherokee XJ
Это был первый в истории после «Нивы» внедорожник с несущим кузовом — харизматичный, мощный, с высокой проходимостью. Но именно несущий кузов у него был слабоват: в местах сочленения стоек и крыши из-за недостаточной прочности образовывались микротрещины. В некоторый случаях металл в верхней части задних стоек даже слегка разрывало. Все это не бросалось в глаза, пока кузов там не начинал активно ржаветь. Вторая ошибка конструкторов — расположенный близко к днищу катализатор. Он нагревал металл, а при попадании воды тот резко остужался. Получались трещины, по ним шла ржавчина. На большинстве Jeep Cherokee XJ в возрасте от 10 лет в полу под ногами переднего пассажира прогнивала дыра…
Труба турбине на Skoda Yeti 1.2
На очень удачном компактном кроссовере Skoda Yeti первого поколения была одна беда: проблемы с турбиной при небольшом пробеге на самом маленьком двигателе. Если обычно нагнетатели ходят около 200 000 км и больше, тут неполадки возникали на 20 000 — 50 000 км. Не всегда, но достаточно часто. Разумеется, турбины меняли по гарантии, но запчасть приходилось ждать не одну неделю. Потом проблему вычислили, турбины научились дорабатывать, электронику перепрограммировать, а с 2011 года проблема и вовсе ушла. Однако сейчас продать на вторичном рынке Skoda Yeti 1.2 крайне сложно.
Ошибка с фильтром на Mazda
Mazda RX-7 отличный во всех отношениях спортивный автомобиль, но в третьем поколении (производили его с 1992 года) инженеры решили переместить топливный фильтр на… заднюю подвеску. Операция по его замене вместо десяти минут, как было раньше, стала занимать час. Приходилось задействовать домкрат, разбирать половину салона, снимать панель пола… Самому менять — хлопотно, механику платить за час работы — обидно. Владельцы подержанных машин начали пренебрегать этой процедурой, что повлекло за собой различные малоприятные последствия.
Подушки опасности от Takata
Компания Takata была крупнейшим производителем подушек безопасности с 2002 по 2015 год. Поэтому, когда выяснилось, что ее изделия могут надуваться самопроизвольно, а отвечающий за их накачивание пиропатрон иногда взрывается, обстреливая салон металлическими осколками, случилась катастрофа. Девятнадцать производителей вынуждены были отозвать машины для устранения проблемы, и компания Takata обанкротилась. Проблема была в нитрате аммония, наполнявшего пиропатроны, и в отсутствии в конструкции осушителя. Взрывчатое вещество отсыревало и с годами становилось все более чувствительным к ударам, так что порой взрывалось при малейшем сотрясении. Например, когда колесо автомобиля наезжало на препятствие вроде кирпича. Внезапный удар аэрбега в лицо или в ухо может привести к сотрясению мозга, а если это случилось на ходу… И это не говоря про осколки. В мире из-за проблем с подушек безопасности погибло как минимум 27 человек, сотни получили ранения.