От редакции. Дмитрий Лутовинов — учитель истории школы № 16 города Орехово-Зуево (Московская область). В прошлом году он был признан учителем года в России. У многих из нас профессия учителя вызывает самые разные, но всегда яркие эмоции. Мы в теплотой вспоминаем одних учителей и не хотим даже произносить вслух имена других. Сложная профессия, которая в какой-то момент еще и стала в России сугубо женской.
Дмитрий рассказал нам, почему мы не правы, что меняется в работе учителей, как быть на одной волне с учениками и при этом не размывать границы. И признался, что больше не стесняется покупать в магазине вино.
Этот материал —
Школа — это не просто работа. Ее нельзя так рассматривать. Если учитель будет приходить на работу просто получать зарплату, то ничего хорошего не выйдет.
Учитель — не всегда вопрос про удобство и так далее, это еще про миссию. Есть учителя-энтузиасты, которые идут в профессию для того, чтобы какую-то свою линию гнуть и цель в жизни выполнить.
***
Много стереотипов о работе учителей, да? И что профессия не мужская, и что бюрократии много. И зарплаты низкие, говорят. А я не очень согласен с тем, что сейчас учитель — не мужская профессия, об этом мы еще поговорим. Бумажек тоже стало меньше: учитель становится человеком, который действительно учит, а не заполняет кучу отчетов и бумажек. Вот даже не могу вспомнить за последние, наверное, полгода или год, чтобы прямо я очень сильно заполнял и переживал из-за этого. Может быть, я просто стал меньше переживать, но все же.
Что касается зарплаты, хорошо зарабатывать учителю можно, но вопрос в регионе. Мне, например, повезло, я живу в Подмосковье, у нас достаточно конкурентная заработная плата. В Москве с этим еще лучше.
Если посмотреть по другим регионам, зарплата учителя может быть довольно низкой. Например, некоторые мои товарищи из регионов получают порядка 30-35 тысяч рублей, что на сегодняшний день, мне кажется, мало.
***
Я пришел в профессию отчасти, знаете… неожиданно для себя. Если прокрутить назад и вернуться во время, когда я выбирал вуз, тогда я совершенно не думал, что буду учителем. Мой учитель истории, позже ставший моим руководителем, говорил: «Смотри, Лутовинов, сейчас поступишь в университет, потом придешь к нам преподавать». Я смеялся и говорил: «Леонид Николаевич, ну вы что? Куда-нибудь еще пойду. Я дурак, что ли?»
Мне очень нравились английский язык и история, и я выбирал между двумя факультетами. Но на английском была очень маленькая группа и одни девчонки. А на истфаке куча ребят-сверстников. В тот момент я был очень стеснительным и подумал, что мне с девчонками будет скучно. Поэтому пошел на истфак.
За время учебы в вузе постепенно менялось мнение о профессии учителя, захотелось работать. У человека есть разные потребности: финансовые, материальные, поесть, попить. А есть потребность в самореализации. Наверное, она нами и движет.
Ну и потом, слушайте, здорово с детьми же общаться. Это ж классно, когда они к тебе с желанием идут на урок, когда им нравится с тобой быть рядом, вместе поехать на экскурсию. Мы продолжаем общаться со многими даже после окончания школы.
***
Изначально все-таки есть не только слово «учитель», а еще и «педагог». Оно греческого происхождения и вообще означает, что это тот, кто сопровождает детей, ведущий ребенка. Это был раб, который водил ребенка в школу в Древней Греции. Такой нянька, который, скорее, не учил, а воспитывал. Педагогу позволялось и палкой пройтись по спине нерадивого ученика, а вели себя древнегреческие дети плохо.
Знаменитый антрополог, популяризатор науки Станислав Дробышевский говорил, что эволюционно дети привыкли воспринимать мужчин как учителей. Особенно суровых мужчин, с бородой, маскулинных.
Если мы вспомним, то в Средневековье, как бы женщина вообще ни могла учиться, девушки там не учились. В основном практиковалось домашнее образование. В середине XIX века появились уже высшие учебные курсы для женщин.
Ну а потом революция 1917 года, советская власть активно привлекала женщин к учебе. Были такие плакаты: «Эх, маманя, если бы ты была грамотной…» и так далее. На них, собственно, «маманя» не могла помочь ребенку с уроками.
Там «маманя» не пустила ребенка в школу или не могла ему помочь с уроками, на плакате. Тогда-то история начала меняться. Очень повлияла, думаю, Великая Отечественное война, когда пришлось женщинам заменить всё. Перелом в восприятии профессии и становлении ее как якобы женской произошел уже в XX веке.
Но сейчас, повторюсь, мужчин очень ценят в школе, это классно. Да, нас не очень много, если сравнивать с женским коллективом, но мужчины возвращаются в школу. У нас в школе два учителя физкультуры — мужчины, учитель технологии, учитель иностранного языка и вот я. Не очень много? Но ситуация так или иначе переламывается. Молодые люди приходят в школу, потому что престиж профессии растет.
***
Участие в конкурсе «Учитель России» помогло мне лучше узнать о жизни и работе коллег из разных точек страны. Была конкурсантка с острова Витуса Беринга, который находится в Тихом океане, между Россией и Америкой. Там есть школа, там есть дети, там есть и учитель, но условия, конечно… Она может написать в группе: «Сегодня кита выбросило на берег». То есть у них вот такие реалии.
У нас остался чат, в который мы время от времени скидываем какие-то сообщения, фотографии. И в один день кто-то может похвастаться тюльпанами, а кто-то — бескрайними снегами. Россия огромная, разная. Но тенденции к изменению ситуации есть везде.
И психологически школа меняется. Скажем так, уходит в прошлое авторитарный стиль, это тоже очень важно. Мне кажется, вот эта молодая поросль учителей, которая сейчас приходит в школу, немножко еще и психологию меняют. Ну и дети меняются, конечно.
***
Часто в Интернете поднимаются дискуссии о том, что может и не может позволить себе учитель. Но мы тоже люди. Нет ничего страшного в том, что иногда позволяем себе то же, что и остальные.
Раньше у меня были какие-то опасения, могу ли я пойти в магазин и купить бутылку вина. Сейчас такого нет, и вообще заметил, что больше даже родители смущаются. Мы несколько раз сталкивались с очень хорошей мамой ученика, у которого я был классным руководителем. В эти моменты она покупала вино и ужасно смущалась. Хотя я знаю всю их семью — замечательные люди. Поэтому, думаю, вот эта неловкость работает в обе стороны.
Понятное дело, что учитель в определенной степени является образцом для поведения. И перебирать с чем-либо не нужно. Но так это никому не нужно — меру во всем надо хорошо знать и чувствовать. И не показываться в общественных местах в недостойном состоянии.
***
Я не ставлю перед собой цель быть в курсе всех трендов. «Тик-тока» у меня нет. Соцсетями пользуюсь мало и неумело. Может быть, это плохо. Сейчас много учителей-блогеров; говорят о том, что нужно выходить в медиа, в массы. Может быть, когда-нибудь, но сейчас пока нет. Я осознаю, что существую в медиасреде, что она вокруг меня. Пусть. Но мне комфортнее «Судьбу человека» перечитать, чем час листать короткие видео. А мемы… ну, пусть будут мемы, я не противник. Просто не мое.
Да, из-за этого я могу быть старпером в чьих-то глазах. Пусть. Все равно буду отстаивать это вот хорошее, доброе, вечное, о котором все говорят.
Любой ребенок станет взрослым. Мы с вами тоже были детьми, наверное, не такими прям шибко правильными, хорошими. Тоже совершали ошибки, а потом вот выросли, и у нас какие-то более важные ценности, приоритеты появились, я надеюсь.
Но иногда не появляются. Поэтому лучше я буду для некоторых старпером, чем позволю себе играть в панибратство и позволять то, что считаю неправильным. Но чаще всего такого, честно говоря, не происходит. Как-то получается быть на своей волне. Это не какая-то стратегия, ты просто так живешь.
***
Дискуссия о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка, для меня решается научно. Агентами социализации первичными являются семья, родственники, друзья, а вторичные — школа, все остальные формальные организации, работа — в дальнейшем. Перво-наперво всегда семья. Без школы ребенок прожить мог даже в Средние века. Без семьи — вряд ли. Базой остается семья, и ребенок к нам приходит уже сформированной отчасти личностью в семь лет, мы не с рождения его берем. И модели поведения какие-то, которые есть в семье, уже заложены. Если родители говорят: «Школа — это важно, история — это круто, давай все вместе посмотрим документальный фильм с Жак-Ивом Кусто. Давайте съездим на ферму и посмотрим, как животные там живут» и прочее. Вот это одно дело. А когда родитель говорит: «Я не учился вообще, а сейчас нормально живу, работаю, все хорошо. Это вообще не важно», то школа превращается в отбывание наказания длиной в 9 или 11 лет. Всё так, понимаете? Отношение к деньгам, отношение к другим людям, к старшим, к стране и прочее. А мы, конечно, со своей стороны пытаемся тоже воспитательные функции нести, но приоритет, без сомнения, у родителей.
***
Конечно, современное общество живет, как сейчас говорят, «в учебнике истории». Те вещи, которые происходят… они войдут в учебные пособия — сто процентов. Уже вошли. В учебники добавили главы, хотя мы еще не знаем последствий. Что будет дальше, можно только прогнозировать. Поэтому да, мы живем сейчас прямо, но пока история эта недописанная. Написана она будет чуть позже, потому что наука глобальна и изучается на расстоянии.
Это интересно. Для истории человек, один конкретный какой-то, — это песчинка. Вспомните «Тихий Дон», например. Там иллюстрируется эпоха, когда семья вот была — и вот ее не стало. От этого бывает страшно, что настолько глобальные могут быть изменения, а ты на их фоне как муравей под наждачной бумагой. Раз — и не останется ничего. Волнительно, интересно. Но я люблю комфорт, стабильность, когда все хорошо, ничего не происходит.
***
Историю пишут победители. Однозначно. Мне кажется так. Слушайте, всегда так было. Советский Союз стоял на определенных столпах. В 80-е годы эти столпы начали подтачивать. Потом огромный Колосс рухнул. Сейчас все переиначили. Взять даже память о Великой Отечественной войне. Раньше это было святое, священное. Для нас это и сейчас так. Но даже фильмы были про героев, а стали про непонятно кого иногда. Сомнительные. Показывали человека, эмоции, а стали показывать какие-то низменные вещи, которые тоже бывают, это определенный реализм. Но на них сместили фокус. И многое так. Появилась куча всяких историков, не хочу их даже пиарить, которые очерняют все, что было.
История, как любая наука, должна быть объективна. Аверс и реверс есть у медали всегда. Смотреть на любое историческое событие, на любое государство, любого человека нужно с двух сторон. Нельзя все смешивать с грязью. Раньше Великая Октябрьская социалистическая революция была, и был праздник, и вот вдруг в 1990 году решили, что не праздник. Это Октябрьский переворот, оказывается. Это совсем другое. Революция — для народа, в интересах большинства, переворот — интерес узкой группы лиц и тому подобное. Это меняется, к сожалению.
***
Мне важнее любых оценок договориться с собой: хороший ли я учитель? В правильном направлении я иду? Вот я десять лет работаю и еще не ответил на этот вопрос для себя, понимаете?