Ты наверняка помнишь, что крейсер «Москва» — тот самый «русский военный корабль», ставший героем мема. В строю он давно, успел поучаствовать в конфликте вокруг Южной Осетии, пару раз его хотели списать и минимум один раз раньше на нем уже был пожар.
Пострадавший от взрыва ракетный крейсер «Москва» не всегда носил это имя. Изначально он был «Славой», а новое название получил в наследство от предыдущего флагмана. Что ж, давно известно, что переименовывать суда — плохая примета.
На воду «Славу» спустили в 1979-м, в эксплуатацию приняли в декабре 1982-го. Это головной корабль проекта 1164 «Атлант». Всего построили три крейсера этого типа, и они самые большие в Российском флоте после тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Киров». Сам посуди:
длина 186,5 м
ширина 20,8 м
высота 42,5 м
осадка 8,4 м
Автономность плавания «Москвы» — до 6000 км и до 30 дней, скорость — до 32 узлов (59,26 км/ч).
В качестве силовых установок применены газовые турбины. Принцип их действия прост: при сгорании горючей смеси образуется поток газов, вращающих маховик турбины. Последний соединен с генератором, вырабатывающим электричество, а винты судна крутят уже электромоторы. На «Москве» четыре газотурбинные установки по 22 500 л.с. и две — по 10 000 л.с.
Вооружение флагмана ЧФ мощное: ракеты П-100 «Вулкан» для уничтожения кораблей (их собирались заменить гиперзвуковыми «Калибрами», но сделали это или нет, нам неизвестно), С-300 Ф «Форт» для уничтожения скоростных, маневренных и малоразмерных целей, зенитно-ракетный комплекс М-4 «Оса-М», плюс зенитная артиллерия, 130-мм орудие, противолодочный реактивный бомбомет РБУ-600. В качестве недостатка эксперты называют наличие всего одной многоканальной РЛС подсветки целей комплекса ПВО С-300Ф. Если она выведена из строя, корабль уже не способен эффективно противодействовать атаке с воздуха.
Еще в 2018 году обсуждали вопрос о прекращении эксплуатации «Москвы», но в итоге к июлю 2020-го крейсеру сделали капитальный ремонт двигательных и радиотехнических систем. На нем заменили сотни метров кабель-трасс, и после ремонта он мог бы служить еще не один десяток лет. Однако современных систем пожаротушения крейсер тогда не получил, и, как видно, зря. Возгорание вполне возможно даже на военном корабле: например, в 2009-м на «Москве» случилось задымление, вызванное протечкой дизтоплива для силовой установки и попавшего на электропроводку. Это мы к тому, что официальная версия Минобороны РФ может оказаться правдой. Перефразируя скороговорку, крейсер модернизировали-модернизировали, да не вымодернизировали.
14 апреля крейсер буксировали к месту предполагаемого ремонта. Мнения о целесообразности восстановления корабля разнились уже на этапе буксировки, но к вечеру ситуация окончательно испортилась. Крейсер «Москва» потерял остойчивость из-за повреждений, полученных во время пожара, и затонул в условиях шторма, сообщило Министерство обороны РФ.
При подготовке статьи использованы материалы
Фото: АиФ, ИА Regnum,