В школе автора этих строк НВП преподавал ветеран Второй мировой, отставной минометчик. И делал он это не без удовольствия.
Сборка автомата — с закрытыми глазами
Главное, что мы вынесли из этих занятий — умение разбирать и собирать АК-47. Их в школе было два или три — охолощенных, конечно, не боевых. Умение это доводилось до автоматизма и, кажется, на уровне моторных навыков осталось на всю жизнь. В программу входила и стрельба из автомата — для этого школьников вывозили на военный полигон. Норма была то ли три, то ли шесть патронов на брата.
Отдельно учили стрелять из пневматических винтовок. На это отводили уже побольше времени, обучали основным навыкам стрельбы из положения лежа. Даже зачеты по этой дисциплине были.
Существовал норматив и по метанию гранат. Кидали деревянные болванки, но на занятиях изучали и муляжи гранат. Даже вворачивали в них муляжи запалов.
Еще один практический навык — надевание противогаза на время. И, конечно, имела место работа с армейским радиометром. Да, и первая помощь, конечно — хотя и в очень усеченном варианте. В общем, какой-то минимум полезных в боевой обстановке умений нам давали. Говорят, в некоторых школах детей учили рыть окопы. Но не во всех.
Синильную кислоту — с воздушных шаров
Теоретические занятия были достаточно обширны. Значительную часть составляли лекции об оружии массового поражения: поражающие факторы ядерного взрыва, влияние радиации на организм, способы применения химического оружия. Знали вы, например, что противник может распылять синильную кислоту с воздушных шаров? А мы знали и хихикали — ну какие воздушные шары в конце XX века? Правда, потом выяснилось, что они и в XXI веке активно применяются с разведывательными целями. Ну и, конечно, из тех времен остался с нами анекдот: «Если ядерный взрыв застал вас вне укрытия, необходимо лечь на землю лицом вниз, ногами к вспышке, а автомат положить под себя, чтобы не оплавился».
Занятия по тактике мотострелкового подразделения казались архаичными. «Куст есть совокупность веток и листьев, торчащих из одного места», и так далее. Навыки из арсенала разведчиков — как составить схему местности, сориентироваться, за сколько виден огонь спички на открытом пространстве — выглядели полезнее и запоминались лучше.
Так ли уж нужно было НВП?
Отношения к НВП у школьников 90-х разное. Кто-то считает этот предмет самым бесполезным из всех, кто-то вспоминает о нем с легкой ностальгией. В мирное время это была и правда не вполне понятная дисциплина — зачем учить школьников тому, что солдатам срочной службы в любом случае дадут в армии? А во время войны — на случай всеобщей мобилизации — очень даже полезная штука, позволяющая получить новобранцев с готовым набором минимальных навыков и сократить время на их обучение.