Какая удача, что в ABBA было всего четыре участника, за ними не сложно уследить. Впрочем, пятым участником часто звали продюсера Стига Андерсона. На его счету, в частности, контракт ABBA с Советским Союзом, согласно которому лицензии на альбомы группы оплачивались баррелями нефти. Уж не знаем, что с этой нефтью делали музыканты… Видимо, соседям дарили, когда сами не успевали съесть.
В любом случае этот Андерсон давно уже умер, еще в 1997 году, что прекратило его бесконечные суды с четырьмя музыкантами ABBA, которые его донимали вопросом: «Где наши деньги, чувак?»
Агнета Фельтског
«Светленькая» из ABBA значилась на должности певицы и не более того. Писать песни ей особо не доводилось, за всю историю шведского квартета она сочинила лишь одну композицию — «Disillusion» с дебютного альбома. На момент распада ей было 32 года — вся жизнь считай, впереди.
Но все же еще до работы с ABBA Агнета успела записать пять пластинок. А в 1981 году, когда ABBA все еще формально существовала, Агнета неплохо продала альбом рождественских песен, спетых вместе с дочуркой Линдой Ульвеус (папа, само собой, Бьорн Ульвеус).
Настоящая же сольная жизнь Агнеты началась еще оптимистичнее: она вместе со звездой местной эстрады Томасом Ледином выдала хит «Never Again» в 1982 году. Томас, кстати, являлся самостоятельной творческой единицей, однако несколько лет подрабатывал на жизнь подпевками в составе ABBA. С этого момента песни, исполненные дуэтом со всякими певцами, стали для Агнеты самыми хлебными записями. Хотя и не самыми лучшими.
Знаменитый в рок-сферах продюсер и хитмейкер Майк Чепмен (Сьюзи Кватро, Smokie, The Sweet) взялся продюсировать первый сольный лонгплей Агнеты «Wrap Your Arms Around Me». Продажи альбома были очень бодрыми по всей Европе, хотя в СССР, кажется, его почти не заметили. У нас в то время все уже переключились на Arabesque.
Всего у Агнеты вышло семь альбомов с 1981 по 2013 год. И только два из них вызвали какой-то резонанс — помянутый выше «Wrap Your Arms Around Me» (1983) и «My Colouring Book» (2004). Пластинка 2004 года целиком состояла из перепевок шведских эстрадных шлягеров 60-х и была продана тиражом 500 тысяч копий. Вполне заслуженно, надо заметить.
Анни-Фрид Лингстад
«Темненькая» тоже не была активным автором песен в квартете, хотя все говорят, что она была самой активной на любых гастролях: ее единственную не достали бесконечные перелеты и крики в микрофон «Не вижу ваших рук!».
Как и у остальных участников, у нее было предостаточно проектов и записей еще до присоединения к ансамблю. Однако после распада коллектива Анни-Фрид неожиданно притихла. По горячим следам у нее вышли две вполне пристойные пластинки — в 1982 и 1984 годах. Потом личная и общественная жизнь целиком ее поглотила, и поток музыки от Анни-Фрид (себя она называла Фридой) иссяк.
Лишь в 1996 году Фрида ненадолго очнулась, чтобы записать лонгплей на шведском языке «Djupa andetag». Собственно, кроме как в Швеции, запись больше нигде и не издали. После этого певица публично заявила, что музыка ее больше не интересует.
Если тебе лень копаться в записях обеих певиц из ABBA, можем дать дельный совет: обзаведись сборником Agnetha & Frida «The Voice of ABBA». Нам нем собраны все лучшие треки двух артисток с 1982 по 1985 год.
Бенни Андерссон
А здесь тебя ждет кое-что поинтереснее. Бенни и после развала ABBA остался в превосходных отношениях с Бьорном. Они продолжили сочинять вместе, как это было у них и до ABBA, и во времена ABBA. Это редкий и любопытный случай, как если бы после распада The Beatles Джон Леннон и Пол Маккартни вдруг принялись выдавать совместные проекты.
Начало было просто титаническим: Бенни, Бьорн и английский поэт-песенник Тим Райс выдали на-гора поп-оперу о холодной войне «Шахматы». Сперва в виде двойного альбома (1984), а затем уже и в форме законченного мюзикла (1986).
Оригинальная запись не лишена недостатков: тут и местами встревающий пластиковый саунд 80-х, и постоянное желание услышать те же самые песни, но в исполнении ABBA. Да и в формате шоу «Шахматы» поинтереснее, нежели в записи. Но в целом это и впрямь грандиозное достижение, которое к тому же подарило миру последний мегахит Бенни и Бьорна — «One Night in Bangkok». Его, кстати, исполнял Мюррей Хэд — Иуда из оригинала «Иисус Христос — суперзвезда».
В 1987 году свершился еще один занимательный эпизод в биографии творческой пары Бьорн/Бенни. Советский Союз согласился на совместную со скандинавами экранизацию книги Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио». Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус написали главную тему для фильма, которую исполнил шведский дуэт «Gemini». Песня стала хитом, чего не скажешь о самом кинофильме.
В 1996-м Бенни и Бьорн завершили работу еще над одним мюзиклом «Kristina från Duvemåla» (Кристина из Дувемала). Сугубо шведская история, к которой почти не проявили интереса за рубежом, хотя популярность приобрела композиция «You Have to Be There».
Бенни выпустил две сольные пластинки, в 1987 и 1989 году, на которых попытался придать новый облик шведской народной музыке, навесив на нее оркестровые аранжировки. Проект не взлетел, и Бенни потерял интерес к сольной карьере. Лишь в 2017 году он издал третий сольник «Piano». С фортепианным переложением своих же старых шлягеров.
В промежутке между этими двумя событиями без дела он не сидел, подряжаясь то на одну, то на другую разовую работенку. Например, писал гимн для футбольного чемпионата в Швеции, плюс саундтреки и помощь в мюзиклах.
Бьорн Ульвеус
Основную часть работы в период пост-ABBA Бьорн проделал с Бенни, о чем мы подробно рассказали выше. Сольных альбомов он не выпускал ни до, ни после ABBA.
Так что рассказывать особо не о чем. Разве что, помнишь, мы в самом начале упомянули шведского певца Томаса Ледина? Так вот, он опять у нас всплывает, на этот раз по другому поводу. В 2019-м на основе музыки Томаса в Швеции сняли фильм-мюзикл «En del av mitt hjärta» («Частица моего сердца»), а для создания англоязычной версии как раз привлекли Бьорна.
Напоследок посмотри, как Сьюзан Бойл зарядила песню Бьорна и Бенни «You Have to Be There» из мюзикла «Kristina från Duvemåla». В ней даже появилась какая-то чисто шведская квадратность. Публика довольна.
P.S. О том, как в СССР издавали пластинки заграничных артистов, мы писали много интересного. Кое-что есть в статье «История одной песни: „Распутин“ Boney M».