Оставим в стороне психологические мотивы ностальгирующих по советскому автопрому — тут все понятно. Давай лучше вспомним две популярные в СССР модели: «Москвич-2141» и «Москвич-412». Что в них было хорошо, а что — так себе.
Удачный на бумаге: «Москвич-2141»
Последнюю модель из выпускавшихся заводом фанаты марки называют самым удачным советским автомобилем. Так и было — с точки зрения конструкции. Кузов был больше и намного вместительнее, чем у «девяток» — другой класс! Первое время «Москвич-2141» даже преподносили как автомобиль если не престижный, то солидный. А выпускали его на АЗЛК с 1986 по 2001 год.
Ход у модели был плавный, и управлялась она неплохо, а вот разгонялась не очень бодро. Двигатель располагался продольно, что обеспечивало приличную развесовку и запас пространства под капотом, но с самим силовым агрегатом модели не повезло. Ставили на нее либо уфимские моторы УЗАМ разных модификаций(72-85 л.с.), либо вазовские — рабочим объемом 1,6 л (76 л.с.). Для довольно большой машины их откровенно не хватало.
После рестайлинга в 1997-м модель получила название «Святогор-2141» и 2-литровый движок Renault (113 л.с.), но после дефолта в 1998-м от французских моторов пришлось отказаться. На вторичном рынке многие им, кстати, не доверяли, предпочитая вазовский 1,6 л.
Главной проблемой «сорок первого» была ржавчина. Считалось, что лучше всего ей сопротивляются красные «Москвичи» — якобы из-за состава краски. Некоторые особо неудачные экземпляры успевали проржаветь насквозь буквально за год. Впрочем, находились умельцы, которые переваривали подгнивший кузов и потом ездили много лет, не забывая про ежегодную обработку антикором, конечно.
В целом же автомобиль ломался так же, как и другие советские модели. Отказывали термостаты, текли тормозные цилиндры, потели маслом ШРУСы и так далее. Некачественные комплектующие — вечная беда автопрома эпохи застоя. Ты говоришь, что раньше было лучше? Нет проблем, давай вспомним, например, «Москвич-412».
Шик советских инженеров: «Москвич-412»
Эту модель в Москве собирали с 1967 до 1976 год в Москве и с 1967 по начало двухтысячных (!) в Ижевске. Ижевский завод подчинялся Минобороны, и собранные на нем автомобили считались более надежными. Их отличали круглые фары (за редкими исключениями) и некоторые нюансы салона.
Так как «Москвич-412» был не слишком престижным, на нем часто ездила техническая интеллигенция. Автомобиль был тесноват, но сидеть было удобно — по крайней мере, ноги получалось вытянуть. Плохо работала печка, но это наш народ не смущало: автомобиль — не роскошь.
Ходовые качества «Москвича-412» были на удивление неплохи, с модернизированным мотором он даже выигрывал международные ралли. И это, между прочим, способствовало экспорту. В Великобритании одно время продавали по 3500 «Москвичей-412» в год.
Движок у автомобиля в стандартной версии был хоть и слабый — 45 л.с., но в остальном довольно удачный. Правда, он отличался склонностью к детонации и требовал тонкой настройки момента опережения зажигания «на слух», но зато не ел масло. И блок цилиндров у него был алюминиевый с чугунными гильзами, что сильно упрощало капремонт. Кстати, требовался последний не так уж и часто — раз на 100 000 км.
А вот коробка передач была устаревшей, с прошлой модели, ходы рычага переключения были большие, а сам агрегат — ненадежным. Владельцы воспринимали это как данность — ну, дескать, что поделать, вот такое, да.
Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем никогда не работали равномерно. При резком торможении машину немного вело, приходилось подруливать. Герметичность усилителя нередко нарушалась: прокладки подводили, да и муфты тормозных цилиндров текли. В обоих случаях педаль тормоза проваливалась на ходу… Только в 1982-м новая модификация, «Москвич 412-028», получила дисковые тормоза на передней оси и более надежный вакуумный усилитель. Но муфты цилиндров продолжали течь.
Так что машина была неплохая, но именно что для рукастого технического интеллигента.
Так что если кто-то в Сети будет тебе рассказывать, что «Москвич» был прекрасным, надежным автомобилем, не спорь. Просто оставь в ответ ссылку на эту статью.
Фото: INTERFOTO / Alamy Stock Photo, Shutterstock/Fotodom.ru