Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бесплатные услуги на борту, скандалы и худшие пассажиры: о чем молчат стюардессы

С этими знаниями полеты станут приятнее, а взгляд на стюардесс — проницательнее.

15 марта 20231

Прелестная девушка Катя из Санкт-Петербурга больше трех лет работает бортпроводником на одну солидную арабскую компанию. И с удовольствием рассказала нам о своей работе все, о чем мы не постеснялись спросить.

Стюардессы авиакомпании «Аэрофлот».
Стюардессы авиакомпании «Аэрофлот».

Как становятся стюардессами?

При найме Кати на работу одновременно тестировали 120 девушек. Это было многоступенчатое собеседование. Претенденткам давали разные задания и постепенно отсеивали неподходящих. Главным критерием были умения работать в команде и проявлять эмпатию. И даже выходить за рамки поставленной задачи, чтобы помочь пассажирам и коллегам. И решать нестандартные задачи. Например, кому отдать последний сэндвич — беременной женщине, ребенку или молодоженам, летящим в медовый месяц? И правильного ответа тут быть не может, главное — модель поведения в сложной ситуации.

А вот лидерские качества были не важны. Скорее даже наоборот. Главное — доброта и общительность.

В российских авиакомпаниях все иначе. Там на первом месте при отборе — здоровье. Даже зрение должно быть идеальное. А для иностранных компаний очки и прочие мелочи — не проблема.

По итогам Катиного группового интервью из 120 человек на работу приняли всего четверых.

China Eastern Airlines набирает стюардесс в Ухане.
China Eastern Airlines набирает стюардесс в Ухане.

Часто ли пассажиры знакомятся со стюардессами?

Как рассказала нам Катя, тут все как в жизни. Дело в конкретной девушке, причем безотносительно внешних данных. Если бортпроводница настроена на знакомства, мужчины это чувствуют и идут на контакт. Ну и сами девушки в принципе не видят ничего плохого в предложении показать свой город. Ну а дальше уже как пойдет. Обменяться ссылками на Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) вообще обычное дело.

Но вообще ты должен иметь в виду, что непосредственно при посадке в самолет стюардессы оценивают тебя с ног до головы.

Какие запреты и ограничения есть у стюардесс?

Кроме логичных банальных ограничений у арабских авиакомпаний есть любопытные нюансы. Сотрудникам из других стран в базовом городе авиакомпании предоставляют общежитие (с отдельными комнатами, разумеется), и у Emirates разрешение на приглашение гостя с ночевкой нужно оформлять в письменном виде за неделю. А у Qatar Airways есть ограничения на прогулки в других городах — экипажи должны обязательно вернуться в гостиницу за несколько часов до выезда в аэропорт.

Кроме того, у Emirates не принято летать одним и тем же экипажем — состав всегда разный. Каждый раз с тобой летят новые коллеги — и стюардессы, и пилоты, — поэтому сотрудникам сложно завести дружеские отношения.

Стюардессы авиакомпании Emirates.
Стюардессы авиакомпании Emirates.

Есть ли бесплатные услуги, о которых пассажиры даже не подозревают?

У некоторых компаний в эконом-классе наливают бесплатный алкоголь, но не все знают, что его можно потом безлимитно подливать. Кто знает — тот заказывает. Впрочем, у некоторых компаний это зависит от направления — тут наливаем, тут нет. Надо спрашивать.

Часто бортпроводники по просьбе пассажира могут предоставить ему какие-то бытовые мелочи: маску на глаза для сна, зубную щетку, для детей — небольшие игрушки или раскраски. Но, опять же, надо спрашивать. У Emirates есть фишка с фото на Polaroid, которое вставляется в открытку. Снимок на память можно сделать с бортпроводниками. Но он требует времени, так что его предлагают в особых случаях. Хотя если попросишь, вряд ли откажут.

Скандалы на борту

Истории вроде секса в туалете у приличных авиакомпаний большая редкость. Особенно у ближневосточных — там за такое пассажиры могут получить массу неприятностей. Катя рассказала про случай, когда неадекватный пассажир пытался приставать к стюардессе и даже штаны снял. В итоге был сдан в полицию со всеми вытекающими последствиями.

Тем не менее восточные пассажиры — арабы, особенно алжирцы — временами горячатся и пытаются подраться на борту. На этот случай у экипажа есть наручники и навыки по задержанию дебоширов. Тренинги по силовому захвату проводят ежегодно, и при необходимости хрупкие девушки технично надевают браслеты на хулиганов.

Korean Air проводит курс обучения самообороне.
Korean Air проводит курс обучения самообороне.

Самые сложные пассажиры

Для русскоязычных бортпроводниц самые тяжелые пассажиры — русские. Почувствовав своих, они решение любой проблемы начинают не с просьбы помочь, а с претензии на повышенных тонах. Причем со стюардессами-иностранками так себя не ведут — и английского не знают, и стесняются.

Еще одна сложная категория — индусы. Ближневосточные авиакомпании недешевы, так что даже заплатив за билет в эконом-классе, клиенты из Индии требуют особого отношения. С одной стороны, среди них много очень приятных, образованных людей.

С другой — именно от индусов поступает больше всего мелочных письменных жалоб: стюардесса не улыбнулась, налила соседу больше колы, и так далее. И еще индусы обожают «тетрис». Зайдя в салон, они садятся на свободные места. Когда приходят хозяева мест, пересаживаются на новые приглянувшиеся, и так далее.

Но самые страшные рейсы — из Бангладеш. В туалеты на этих направлениях лучше не заходить — многие бангладешцы не справляются с задачей по включению смыва в унитазу. Зато соки и вообще все из тележки они сметают моментально, не дожидаясь, пока им предложат. Ну и дальше в том же ключе. Ну и случай, когда пассажир снял штаны, приставая к стюардессе, тоже был на рейсе из Бангладеш.

Полная противоположность — пассажиры из Африки. Кении, Зимбабве, ЮАР. Очень вежливые, сдержанные, не требующие массы дополнительных услуг.

Ночной рейс Delta Airlines.
Ночной рейс Delta Airlines.

Влияют ли постоянные полеты на здоровье?

У многих бортпроводниц побаливает спина — это обычное дело для профессий, представители которых работают на ногах. Спасают спорт и йога. Частая проблема у стюардесс — акне, то есть угревая сыпь. В чем дело, до конца не понятно. И еще у многих страдает иммунитет — скорее всего, из-за частой смены часовых поясов. Но и нагрузки высокие — 100 часов в месяц в воздухе для бортпроводниц обычное дело. Хотя компании, конечно, стараются о них заботиться — сотрудникам бесплатно предоставляют доступ в бассейны и спортзалы.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения