Прелестная девушка Катя из Санкт-Петербурга больше трех лет работает бортпроводником на одну солидную арабскую компанию. И с удовольствием рассказала нам о своей работе все, о чем мы не постеснялись спросить.
Как становятся стюардессами?
При найме Кати на работу одновременно тестировали 120 девушек. Это было многоступенчатое собеседование. Претенденткам давали разные задания и постепенно отсеивали неподходящих. Главным критерием были умения работать в команде и проявлять эмпатию. И даже выходить за рамки поставленной задачи, чтобы помочь пассажирам и коллегам. И решать нестандартные задачи. Например, кому отдать последний сэндвич — беременной женщине, ребенку или молодоженам, летящим в медовый месяц? И правильного ответа тут быть не может, главное — модель поведения в сложной ситуации.
А вот лидерские качества были не важны. Скорее даже наоборот. Главное — доброта и общительность.
В российских авиакомпаниях все иначе. Там на первом месте при отборе — здоровье. Даже зрение должно быть идеальное. А для иностранных компаний очки и прочие мелочи — не проблема.
По итогам Катиного группового интервью из 120 человек на работу приняли всего четверых.
Часто ли пассажиры знакомятся со стюардессами?
Как рассказала нам Катя, тут все как в жизни. Дело в конкретной девушке, причем безотносительно внешних данных. Если бортпроводница настроена на знакомства, мужчины это чувствуют и идут на контакт. Ну и сами девушки в принципе не видят ничего плохого в предложении показать свой город. Ну а дальше уже как пойдет. Обменяться ссылками на Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) вообще обычное дело.
Но вообще ты должен иметь в виду, что непосредственно при посадке в самолет стюардессы оценивают тебя с ног до головы.
Какие запреты и ограничения есть у стюардесс?
Кроме логичных банальных ограничений у арабских авиакомпаний есть любопытные нюансы. Сотрудникам из других стран в базовом городе авиакомпании предоставляют общежитие (с отдельными комнатами, разумеется), и у Emirates разрешение на приглашение гостя с ночевкой нужно оформлять в письменном виде за неделю. А у Qatar Airways есть ограничения на прогулки в других городах — экипажи должны обязательно вернуться в гостиницу за несколько часов до выезда в аэропорт.
Кроме того, у Emirates не принято летать одним и тем же экипажем — состав всегда разный. Каждый раз с тобой летят новые коллеги — и стюардессы, и пилоты, — поэтому сотрудникам сложно завести дружеские отношения.
Есть ли бесплатные услуги, о которых пассажиры даже не подозревают?
У некоторых компаний в эконом-классе наливают бесплатный алкоголь, но не все знают, что его можно потом безлимитно подливать. Кто знает — тот заказывает. Впрочем, у некоторых компаний это зависит от направления — тут наливаем, тут нет. Надо спрашивать.
Часто бортпроводники по просьбе пассажира могут предоставить ему какие-то бытовые мелочи: маску на глаза для сна, зубную щетку, для детей — небольшие игрушки или раскраски. Но, опять же, надо спрашивать. У Emirates есть фишка с фото на Polaroid, которое вставляется в открытку. Снимок на память можно сделать с бортпроводниками. Но он требует времени, так что его предлагают в особых случаях. Хотя если попросишь, вряд ли откажут.
Скандалы на борту
Истории вроде секса в туалете у приличных авиакомпаний большая редкость. Особенно у ближневосточных — там за такое пассажиры могут получить массу неприятностей. Катя рассказала про случай, когда неадекватный пассажир пытался приставать к стюардессе и даже штаны снял. В итоге был сдан в полицию со всеми вытекающими последствиями.
Тем не менее восточные пассажиры — арабы, особенно алжирцы — временами горячатся и пытаются подраться на борту. На этот случай у экипажа есть наручники и навыки по задержанию дебоширов. Тренинги по силовому захвату проводят ежегодно, и при необходимости хрупкие девушки технично надевают браслеты на хулиганов.
Самые сложные пассажиры
Для русскоязычных бортпроводниц самые тяжелые пассажиры — русские. Почувствовав своих, они решение любой проблемы начинают не с просьбы помочь, а с претензии на повышенных тонах. Причем со стюардессами-иностранками так себя не ведут — и английского не знают, и стесняются.
Еще одна сложная категория — индусы. Ближневосточные авиакомпании недешевы, так что даже заплатив за билет в эконом-классе, клиенты из Индии требуют особого отношения. С одной стороны, среди них много очень приятных, образованных людей.
С другой — именно от индусов поступает больше всего мелочных письменных жалоб: стюардесса не улыбнулась, налила соседу больше колы, и так далее. И еще индусы обожают «тетрис». Зайдя в салон, они садятся на свободные места. Когда приходят хозяева мест, пересаживаются на новые приглянувшиеся, и так далее.
Но самые страшные рейсы — из Бангладеш. В туалеты на этих направлениях лучше не заходить — многие бангладешцы не справляются с задачей по включению смыва в унитазу. Зато соки и вообще все из тележки они сметают моментально, не дожидаясь, пока им предложат. Ну и дальше в том же ключе. Ну и случай, когда пассажир снял штаны, приставая к стюардессе, тоже был на рейсе из Бангладеш.
Полная противоположность — пассажиры из Африки. Кении, Зимбабве, ЮАР. Очень вежливые, сдержанные, не требующие массы дополнительных услуг.
Влияют ли постоянные полеты на здоровье?
У многих бортпроводниц побаливает спина — это обычное дело для профессий, представители которых работают на ногах. Спасают спорт и йога. Частая проблема у стюардесс — акне, то есть угревая сыпь. В чем дело, до конца не понятно. И еще у многих страдает иммунитет — скорее всего, из-за частой смены часовых поясов. Но и нагрузки высокие — 100 часов в месяц в воздухе для бортпроводниц обычное дело. Хотя компании, конечно, стараются о них заботиться — сотрудникам бесплатно предоставляют доступ в бассейны и спортзалы.