Кажется, чуть ли не у любого немецкого танка и самоходки Второй мировой была врожденные изъяны, очевидные с первого взгляда. «Тигр» оказался слишком тяжел и медлителен, «Фердинанду» не дали даже пулемет для защиты в ближнем бою, ну а про «Маус» и говорить не приходится… Но вот «Пантера» казалась, по крайней мере на бумаге, чуть ли не идеальным танком.
Созданная как немецкий ответ советскому Т-34, «хищная кошка» превосходила прототип примерно по всем статьям: по массе, вооружению, броне, технологиям и удобству экипажа. Что говорить, если на «Пантеры» ставили даже системы ночного видения! И это в середине 40-х! Почему же лучшим танком войны все равно упорно считают «тридцатьчетверку»? И почему «Пантера», несмотря на все свои плюсы, так и не внесла перелом в ход кампании ни на Восточном, ни на Западном фронте?
По просьбе с передовой
Проект сменщика средних танков Pz. III и Pz IV неспешно разрабатывался немецкими конструкторами еще до войны. Но настоящий импульс этот проект получила уже в 1941-м, когда танкисты вермахта впервые встретились с Т-34.
Генерал Гейнц Гудериан буквально забрасывал Берлин просьбами создать новую машину для эффективной борьбы с русским чудом. Сменщику разом постаревших «тройки» и «четверки» вменялось сочетать все достоинства Т-34: наклонную лобовую броню, широкие гусеницы, а также желательно дизельный двигатель.
Среди прототипов будущей «Пантеры» действительно была и машина с дизелем, которая обещала значительно больший запас хода и малую склонность к воспламенению. Но в серию в итоге пошел бензиновый Pz V.
Немецкие танкостроители работали ударными темпами. От заказа на разработку «Пантеры», выписанного в ноябре 1941-го, до презентации готовых прототипов прошло всего полгода. А в январе 1943-го началось серийное производство.
В бой идут одни новички
Гитлер настаивал, чтобы новая техника массово вышла на сцену уже в наступлении под Курском. Но спешка хороша только при ловле блох. Первые «Пантеры», появившиеся в боевых частях весной 1943-го, как и полагается совершенно новой конструкции, страдали от детских болезней и плохого изучения экипажами.
Неудивительно, что, несмотря на впечатляющие на бумаге характеристики, потери Pz V под Курском оказались очень чувствительными. Причем значительное число «кошаков» было потеряно не в бою, а из-за технических проблем. Первый серьезный удар по грозному «хищнику».
Недостатки как продолжение достоинств
Исправная «Пантера» — страшный зверь. Средний по немецкой классификации, Pz V по стандартам союзников считался скорее тяжелым танком. При массе в 44 тонны это и неудивительно. Наклонная передняя броня рикошетила чуть ли не все подряд, а 75-миллиметровая пушка обладала большей пробиваемостью, чем орудие «Тигра» калибра 88 мм. При этом «Пантера», в отличие от последнего, слыла достаточно быстрой и маневренной.
Но недостатки все равно были. Прогрессивная «шахматная» ходовая часть обеспечивала высокую плавность хода и хорошую проходимость, но быстро забивалась грязью и становилась кошмаром в обслуживании. (Читай также: Почему у немецких танков были такие странные гусеницы).
Боковая броня «Пантеры» пробивалась порой даже из 45-миллиметрового орудия, а большая масса все равно ограничивала как транспортные, так и внедорожные возможности танка. Но главное даже не это. Главное — цена всего удовольствия.
Почем рыба?
Цена «Пантеры» составляла 117 тысяч рейхсмарок. Это, конечно, сильно меньше прайса «Тигра», но значительно дороже, скажем, Pz IV. Высокая стоимость складывалась из сложной конструкции и сложностей самого производства, в котором было задействовано почти полторы сотни компаний-смежников. Дорогая и долгая сборка привела к тому, что до запланированных масштабов выпуска в 600 танков в месяц производство «Пантеры» не вышло ни разу.
Получался замкнутый круг. «Пантера», по идее, должна была полностью сменить в производственной программе немецких заводов устаревшие «четверки», но войскам не хватало новых танков, и Pz IV оставался на конвейере, занимая производственные мощности и не позволяя форсировать выпуск более совершенных танков.
Чисто бомбически
Все стало еще сложнее с началом в 1944 году массовых налетов авиации союзников на Германию. Разумеется, заводы фирмы MAN и Daimler-Benz, выпускавшие «Пантеры», оказались в числе приоритетных целей американских и британских бомбардировщиков.
Прибавь к этому проблему с комплектующими. Ближе к концу войны немцы потеряли марганцевые и молибденовые месторождения, необходимые для изготовления легированной стали, и когда-то почти неуязвимая броня «Пантер» стала хрупкой. Можно сказать, что Pz V последних месяцев выпуска и машины начала 1944-го — это разные танки.
Среди немногих боевых машин, не имевших сложностей с пробитием «Пантеры», была, конечно, советская самоходка ИСУ-152. Даже немецкие танкисты уважительно называли ее «консервным ножом».
Один в поле не воин
Всего за два с половиной года немецкой промышленности удалось выпустить 5995 «Пантер». Учитывая дороговизну и сложность конструкции, а также неблагоприятные факторы (бомбардировки союзников, ограниченные ресурсы), это можно считать трудовым подвигом. Вот только в одном лишь 1944-м советские предприятия собрали свыше 10 тысяч экземпляров Т-34-85. Шах и мат, карапузики!
«Пантера» действительно было грозным противником и, пожалуй, лучшим немецким танком Второй мировой. Но ограниченный тираж взвалил на «кошку» непосильную задачу. Можно сказать, что в других условиях, при реализации запланированного объема выпуска, Pz V действительно стал бы лучшей машиной Второй мировой. Хотя можно взглянуть на проблему и по-другому — как на недальновидность немецких конструкторов, заранее не увидевших разницу между теорией и практикой.
Фото: Getty Images