Больше всего Арт Арфонс известен своей аварией на соляном озере Бонневиль. Она произошла на чудовищной скорости, но гонщик не просто выжил — не получил ни единого перелома. Это случилось в ноябре 1966-го. Однако уцелел Арфонс не благодаря везению.
Рекордный дрэгстер — из списанных деталей
Главные рекорды бесстрашный американец поставил на реактивном дрэгстере Green Monster. Арт вложил в его постройку менее 10 тысяч долларов, из которых половина пришлась на двигатель J-79. Такие стояли на бомбардировщиках Hustler и истребителях F-104 Starfighter. Задний мост для Green Monster Арфонс взял от пикапа Ford 1947 года, переднюю подвеску — от Lincoln 1937-го, а рулевое управление — от Packard 1955-го.
Еще 50 тысяч вложил в проект спонсор — компания Firestone, предоставившая шины и диски.
Хроника катастрофы
Важным для того времени нововведением были установленные Арфонсом тормозные парашюты. Отчасти они его и спасли. Вот как все происходило.
989,7 км/ч. Взрывается одна из покрышек. Гонщик хладнокровно бьет по установленной на руле кнопке, отключающей двигатель.
800 км/ч. Арфонс выпускает тормозной парашют, который мгновенно разрывает в клочья. Машину при этом сильно встряхивает, но пилот удерживает ее на прямой.
640 км/ч. Арфонс выпускает второй парашют, который тут же разрывает пополам, но он все же немного замедляет дрэгстер.
560 км/ч. Пилот жмет на педаль тормоза, и колодки сгорают за несколько секунд.
Ну а дальше храбрец ехал на трех колесах, не давая автомобилю вильнуть и перевернуться. До тех пор, пока Green Monster не остановился сам. Благо места на озере Бонневиль много.
Думаешь, Арт после этого бросил гонки? Ничуть. Он продолжал приезжать на Бонневиль, а попутно еще и организовывал состязания на тракторах. В 1971-м он стал участником еще одной жуткой аварии, когда у его автомобиля недалеко от финиша взорвалось колесо. Машина врезалась в ограждение и перевернулась. Погибли два человека, стоявших неподалеку, и ехавший с Арфонсом пассажир-телерепортер. Сам пилот опять уцелел.
Умер он мирно в 2007-м, в возрасте 81 года. Современники вспоминают его как простого, скромного человека, умевшего ставить невероятные рекорды с помощью найденных на помойке запчастей.