Задумывались все эти карикатуры как пасквиль на германскую военную и политическую машину времен Первой мировой (даже при очень большом желании их сложно назвать смешными). Однако в итоге Альберто Мартини проехался практически по всем участникам конфликта. Это было несложно, ибо правых и добрых в этой жесточайшей резне практически не было. Открытки рассылались солдатам итальянской армии в качестве мотивирующей агитации.
Обрати внимание на тот художественный язык, который Альберто смело выбрал для реализации: такой стиль графики явился миру еще в конце XIV века и звался «пляски смерти». Поэтому серия и получила название Danza Macabra Europea. Главным героем «Плясок», естественно, являлась смерть во всевозможных инкарнациях, а людишки являются лишь ничтожными страдальцами.
Сейчас подобными изображениями в основном балуют публику сатанинские блэк- и дэт-металлические группы, однако в свое время они часто носили назидательный характер и украшали вполне солидные церкви для запугивания паствы и развлечения священнослужителей. Придать «пляскам» политический характер со стороны Альберто Мартини было, может, и не революционным, но свежим и крайне своевременным решением. К тому же это тот случай, когда художник работал по политическому заказу, но в итоге смог выразить свое глубокое отвращение к проклятой войне. Сила!
Почитать по теме
Хейстингс М. Первая мировая война: Катастрофа 1914 года
Хейстингс М. Первая мировая война: Катастрофа 1914 года
Федосеев С.Л. Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия
Федосеев С.Л. Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия