Слово «дирижабль» воскрешает в памяти что-то смутное и давнишнее — времен Первой мировой войны. На самом деле эти воздушные корабли, наполненные разными газами, а необязательно взрывоопасным водородом, использовались и в годы Второй мировой и после нее. А сегодня интерес к ним разгорелся, и вовсе не шуточный.
Воскрешение цеппелинов — не вопрос ностальгии: людей, способных пустить слезу умиления при виде дирижабля, возможно, и в живых-то не осталось. Мегамашины будущего призваны открыть новую веху в воздухоплавании и военном деле. При этом они будут иметь мало общего с «сосисками», бомбившими Лондон в 1915 году. И уж, конечно, теперь никто не планирует использовать их в качестве бомбардировщиков.
Зачем они нужны
У жестких дирижаблей есть ряд преимуществ перед самолетами. Первое и главное — запредельная грузоподъемность. На одной летающей платформе можно размещать радиолокационные станции и даже пусковые установки систем ПРО весом в сотни тонн.
К тому же дирижабли дешевле и могут месяцами находиться в воздухе без посадки. Например, как подсчитали в США, месяц непрерывного полета беспилотного разведывательного дирижабля обойдется налогоплательщикам в 25 тысяч долларов, в то время как только один час воздушной разведки с помощью беспилотного аппарата Predator стоит примерно 5 тысяч долларов.
Куда их пошлют
Современные дирижабли планируется запускать в стратосферу, на высоту 25–30 км. Там, во-первых, дуют ветры весьма умеренной силы, порядка 10 км/ч, и можно не бояться, что даже самая громадная посудина пострадает от бурь и шквалов.
Во-вторых, на такой высоте дирижабль не достанет большинство комплексов ПВО, да и радару засечь его будет трудно: аппарат почти прозрачен для радиоволн и не излучает тепла.
В-третьих, в стратосфере возможности летающей платформы по дальности разведки уже соизмеримы с возможностями космического спутника, да и энергию она может получать так же — от солнечных батарей. Только, в отличие от спутника, дирижабль можно по мере надобности сажать для ремонта и модернизации оборудования.
Кто их строит
Самые футуристические проекты дирижаблей, как водится, разрабатывают в США. Еще в июне далекого 2010-го американская армия заключила контракт с корпорацией Northrop Grumman в сумме 517 миллионов долларов на создание трех дирижаблей LEMV. LEMV предназначен для тактической разведки и сможет находиться в стратосфере до трех недель, патрулируя обширные районы и собирая данные о различных объектах, вплоть до отдельных людей (новинка в области мании преследования!). Еще он сможет ретранслировать сигналы для управления другими беспилотными аппаратами.
Дирижабль высотой с семиэтажный дом будет нести до 1100 кг различного оборудования, включая мультиспектральные датчики. В воздухе LEMV будет держать наполненная гелием мягкая оболочка, а двигаться он будет посредством четырех экономичных дизельных двигателей, для которых на борту предусмотрено 13 т топлива.
7 августа 2012 года состоялся первый тестовый полет LEMV, а уже в феврале 2013-го армия США отменила заказ по причине дороговизны проекта. А в 2014 году дирижабль купила компания Hybrid Air Vehicles, пересобрала и назвала его Airlander.
И всё?
Конечно нет! Конкурентом Northrop Grumman в борьбе за военные заказы выступает другая американская компания — Lockheed Martin. Точнее, ее подразделение перспективных разработок Skunk Works — «Скунсовы дела».
Кстати, такое название у секретного бюро появилось в 1960-е годы после одного курьезного случая. Тогда сотрудники поголовно увлекались комиксом про самогонщиков, публиковавшимся в местной газете: самогонщики варили свой суперсекретный самогон в глухой лесной чаще, в том числе и из скунсов.
Сотрудников бюро за вечные газетные страницы на столах стали в фирме звать «скунсами». Они приняли прозвище с юмором и откликались на него охотно. Ну и допрыгались, ответив однажды на звонок сотруднику министерства фразой вроде «Сканк воркс слушает». Во избежание скандала пришлось название узаконить.
Так вот, подразделение Skunk Works получило 400-миллионный контракт на разработку дирижабля ISIS (Integrated Sensor is Structure), предназначенного для замены хорошо известных самолетов воздушного наблюдения и целеуказания, тех самых АВАКСов: Boeing E-3 AWACS и E-8 JSTARS.
Планируется, что 15-этажный беспилотный дирижабль длиной 131 м и весом 89 т сможет непрерывно находиться в воздухе до десяти лет, питаясь от размещенных на оболочке сверху солнечных батарей. Крейсерская скорость 140 км/ч позволит ему в течение десяти дней перелететь практически в любую точку на карте мира, оставаясь в безопасности от наземных комплексов ПВО на своей заоблачной высоте.
Чем еще будет славен ISIS, кроме того, что при переключении раскладки его имя будет звучать как «ШЫШЫ»? Ну, его антенны площадью до 6000 кв. м позволят добиться запредельного разрешения и дальности обнаружения целей: крылатые ракеты ISIS увидит на расстоянии 600 км, а одиночного бойца или замаскированный автомобиль — на расстоянии 300 км. На сегодняшний день главной задачей проекта является снижение вероятности обнаружения ISIS радарами конкурентов.
И что, хоть один готов?
Типа того. Для создания таких стратосферных аппаратов пришлось решить ряд сложных задач — скажем, разработать материал для оболочки весом не более 100 г на 1 кв. м, способный сохранять герметичность и прочность при температурах до минус 90 градусов на протяжении пяти лет. Нужны были также солнечные батареи с высокой отдачей энергии и аккумуляторы, способные запасать на темное время суток 400 Вт·ч на 1 кг.
Сегодня все необходимые технологии уже созданы, однако окончательно пригодность дирижаблей к военной службе покажет регулярная эксплуатация. Если на высоте им мало что может угрожать, то вот процесс взлета и посадки через турбулентные нижние слои атмосферы для гигантов может стать проблемой.
А мы-то как же?
Разумеется, не только США работают над военным применением кораблей легче воздуха. Так, в России уже довольно давно был разработан аэростатный комплекс «Пересвет» (ФГУП «Долгопрудненское КБ автоматики»), предназначенный для подъема на высоту систем обнаружения крылатых ракет противника.
В 2011-м «Пересвет» проходил этап предварительных испытаний, в ходе которых был выявлен ряд недоработок. В 2012-м испытания возобновили, но с тех пор новостей о «Пересвете» нет.
Ведутся работы над дирижаблями и в других странах, причем не везде с военными целями. Например, в Японии Организация по развитию телекоммуникаций Японии и два научных института вместе с компанией Wireless Innovation Systems Group из Йокосаки разработали беспилотный стратосферный дирижабль для национальной телекоммуникационной системы и мониторинга атмосферы. Пока летает 47-метровый прототип, на котором испытания проходят оболочка и различное оборудование.
Ну а в Израиле дирижабль SPA проектирует концерн Israel Aircraft Industries Ltd. Из стратосферы 190-метровый SPA должен будет обеспечивать наблюдение за участком Земли диаметром 1000 км. Для этого он возьмет на борт 1,8 т полезной нагрузки: датчики, средства радиоэлектронного слежения за целями, телекоммуникационную аппаратуру, а также телескопы с высоким разрешением.
И вот когда они все взлетят, тогда и посмотрим, стоило ли вообще воскрешать дирижабли. Пока идея кажется привлекательной.
Фото: Getty Images