Из всех танков и самоходок Второй мировой американский Hellcat был, пожалуй, наиболее коварным или самым трусливым — зависит от точки зрения. Занять позицию, выстрелить и как можно быстрее сделать ноги — вот кредо этой уникальной машины.
Не называй ее адской кошкой
Для начала заруби на носу: M18 Hellcat — это вовсе не «адская кошка». Хотя те, кто знаком с английским языком исключительно по рамкам школьной программы, норовят перевести название самоходки именно так. На самом деле, hellcat — это ведьма. Кстати, очень подходящее имя для грозной боевой машины, которая появляется ниоткуда и исчезает в никуда. Но об этом позже.
Самоходка с башней
Hellcat — очень необычная самоходка. А вообще-то, учитывая наличие вращающей башни, ее так и хочется назвать танком. Дело в том, что американский подход к ПТ-САУ — противотанковым самоходным артустановкам — отличался от принятого в Германии или СССР. Советские и немецкие конструкторы подходили к созданию самоходок упрощенным способом. Грубо говоря, берется шасси танка с корпусом, но без башни. В рубку устанавливается пушка помощнее. Готово! Недорого и сердито.
Американцы же видели в ПТ-САУ не основного игрока на поле боя, брошенного в самую мясорубку, а высокомобильную единицу, которая своим неожиданным появлением в нужное время и в нужном месте может изменить ход битвы. Из разницы в подходах следует и разница в конструкции.
В отличие от хорошо бронированных, но довольно медленных и неповоротливых немецких и советских ПТ-САУ, «Ведьма» была слеплена совсем из другого теста. Минимум брони, максимум скорости — вот ее политическое кредо.
На «Ведьме» стоял авиационный мотор
Снаряженная масса M18 составляла всего 18 тонн. Для сравнения советский средний танк Т-34-85 весил 32 тонны. Про 55-тонного «Тигра» даже вспоминать не будем. Смешную по танковым меркам массу обслуживал очень мощный двигатель. В движение «Ведьму» приводил радиальный 9-цилиндровый двигатель Continental рабочим объемом 16 литров и мощностью 350-400 л.с.
Еще в начале войны этот двигатель ставили на боевые и тренировочные самолеты, а в дальнейшем он превратился чуть ли не в главный танковый мотор армии США. 16-литровый «Континенталь» возил не только «Хеллкэт», но и «Шерманы».
Это была самая быстрая гусеничная машина Второй мировой
Низкая масса и сравнительно мощный мотор сделали свое дело: Hellcat слыл очень быстрой самоходкой. Правильнее сказать, M18 официально считается самой быстрой гусеничной боевой машиной Второй мировой войны. Максимальная скорость по шоссе достигала 90 км/ч. Это даже быстрее, чем потолок колесно-гусеничного легкого танка БТ-7. При том что по части вооружения эти «спорткары» даже сравнивать неудобно… Да что там БТ-7! Легендарный Willys MB был не намного быстрее «Ведьмы». Всего-то 104 км/ч…
Ее делали на автомобильном заводе
Автомобильная динамика M18 лишний раз подчеркивала автомобильные корни самоходки. Дело в том, что выпуском Hellcat занималась фирма Buick — премиальный бренд империи General Motors, который, как и все другие промышленные предприятия США, в 1941-м был полностью переведен на военные нужды. Себестоимость машины в 1943-м составляла порядка 55 тысяч долларов. На сегодняшние деньги получается 800 тысяч с копейками.
Кстати, тираж «Ведьмы» оказался сравнительно небольшим. С июля 1943-го по октябрь 1944-го собрали около 2,5 тысячи M18. Причины довольно скромных цифр разные. Во-первых, заинтересованности в «Ведьме» не проявили партнеры американцев по программе ленд-лиза. Например, в руководстве Красной армии так и не поняли, зачем нужна быстрая ПТ-САУ с картонной броней и вращающейся башней. Кроме того, сами американцы вскоре осознали, что 76-милиметровая пушка «Ведьмы» плохо справляется с лобовой броней «Тигров» и «Пантер».
«Ведьма» стала лучшей американской самоходкой
Несмотря на это, Hellcat все равно оказался самой эффективной американской ПТ-САУ Второй мировой. Соотношение уничтоженных танков противника к собственным потерям у M18 составило 2,4:1. Очень достойно. «Трусливая» тактика — выстрелил из засады, сменил позицию, снова выстрелил и так пока не надоест — в общем и целом работала.
Высокие скоростные качества М18 позволяли экипажам быстро отступать, заходить во фланги медленным тяжелым танкам и самоходкам немцев и вообще появляться там, где их меньше всего ждали. Особенно «Ведьмы» отличились при операции в Арденнах, где бреши в обороне союзники как раз и затыкали быстрыми самоходками от «Бьюик».
Hellcat воевал и после окончания Второй мировой
Другим заметным военным конфликтом, в котором поучаствовала M18, стала война в Корее. Ну а «Ведьмы», сражавшиеся в Европе, так там и остались. Отремонтированные самоходки поступили на службу в греческую и югославскую армии. После четырех десятилетий простоя Hellcat сыграли свою роль и в балканском конфликте 90-х годов.
Кстати, в экспозиции танкового музея в подмосковной Кубинке тоже есть M18 Hellcat. Если хочется своими глазами взглянуть на самую быструю самоходку Второй мировой, ты знаешь куда ехать.