Кристофер Нолан — режиссер с одним из самых узнаваемых почерков в мире. К тому же он один из самых успешных: среди его фильмов нет ни одного провала, скорее наоборот: каждая новая картина становится ярким представителем избранного жанра. За что бы ни взялся режиссер, получается хорошо, будь то воздушные бои в «Дюнкерке», борьба со злом в «Бэтмене», путешествия между реальностью и сном в «Начале» или фокусы в «Престиже».
И пусть иногда зрители выходят с фильмов Нолана с выражением полнейшего недоумения на лице, поклонников у него в разы больше, чем критиков. Но, разумеется, не все фильмы режиссера одинаково гениальны. Так что MAXIM взял на себя труд расставить все одиннадцать фильмов Кристофера Нолана от худшего к лучшему. Всего в его фильмографии 15 работ, но 4 короткометражки мы решили в этот список не включать.
11-е место: «Бессонница» (2002 год)
«Бессоница» — фильм вовсе не плохой. Если бы его снял какой-нибудь другой режиссер, возможно, картина удостоилась бы более высокого места в списке. Но по сравнению с другими работами Нолана этот фильм просто меркнет.
Во-первых, это ремейк норвежской картины и, по сути, классический полицейский триллер, ничем не выделяющийся среди других в этом жанре. И Аль Пачино в роли полицейского, и Робин Уильямс в роли преступника весьма хороши, а вот Хилари Суонк, играющей роль юной напарницы Аль Пачино, досталось до обидного мало времени.
Но самое странное, что Нолан практически никак не использует напрашивающийся козырь: в маленьком городке на Аляске, где происходит действие, царит полярный день, придавая происходящему некую иллюзорность.
10-е место: «Преследование» (1999 год)
Один из первых фильмов Нолана, в котором уже чувствуется его фирменный стиль. По сюжету молодой писатель в поисках сюжета бродит по улицам города, преследуя прохожих в надежде, что они подкинут ему материал для новой книги. И нежданно-негаданно оказывается связан с организованной преступностью.
Интересный факт: экономя дорогую пленку, Нолан заставлял актеров репетировать каждую сцену по нескольку раз, чтобы потом записать ее с первого, максимум со второго дубля.
А вот еще факт: Нолан практически полностью отказался от зарплаты, чтобы покрыть расходы на фильм.
9-е место: «Довод» (2020 год)
Наверное, стоит все же дождаться режиссерской версии фильма, прежде чем ставить «Доводу» окончательную оценку, но по первому нашему впечатлению фильм уже сейчас кажется переоцененным. Точнее, не оправдавшим надежды, на него возлагаемые.
Начать с того, что Warner Bros. отказалась выпускать его на цифровых носителях в пандемию, аргументируя это тем, что картину непременно нужно смотреть на большом экране. И они готовы ждать сколько угодно, но покажут фильм только в кинотеатрах. И «Довод», надо сказать, демонстрирует отличные результаты, даже несмотря на то, что кинотеатры еще не везде открыты и работают не в полную силу, пытаясь соблюсти безопасность зрителей.
Но после безупречного «Начала» «Довод» выглядит несколько хаотичным и недодуманным. Слишком много зрителю предлагается додумать самому, чего раньше за Ноланом не водилось. Или, по крайней мере, водилось не с таким размахом.
Есть претензии и к другим составляющим: насколько хороши Джон Дэвид Вашингтон и Роберт Паттинсон, настолько же скучны Андрей Сатор и его жена Кэтрин.
Так что, даже финальная сцена захвата артефакта и гениальнейшая инверсированная погоня не спасают «Довод».
8-е место: «Темный рыцарь. Возрождение легенды» (2012 год)
Несмотря на то что «Темный рыцарь. Возрождение легенды» — самая слабая часть трилогии, в фильмографии Нолана фильм занимает не последнее место. К сильным сторонам можно отнести фигуру Бейна, занявшего почетное место в галерее злодеев, начальную сцену захвата самолета и камео Лиама Нисона, связавшее воедино три фильма.
А к слабым сторонам запишем неубедительную смерть Марион Котийяр и нелепый финал. Совершенно необъяснимо, зачем человеку, который трагически погиб для всего мира, сидеть за столиком в уличном кафе?
7-е место: «Бэтмен. Начало» (2005 год)
Да, Кристофера Нолана можно официально объявить спасителем Бэтмена. Когда он заступил на проект, франшиза дышала на ладан. Но благодаря нескольким удачным находкам, в первую очередь нелинейному сюжету, прослеживающего путь Брюса Уэйна от напуганного ребенка до разгневанного мужчины, блестящему подбору актеров и переосмыслению костюма Бэтмена (прощайте, накладные соски — здравствуй, гиперреалистичный плащ!), фильм помог возродить интерес массового зрителя к фильмам про супергероев. За все это продюсеры «Мстителей» должны, как минимум, посылать Нолану открытку в день рождения.
6-е место: «Престиж»
Среди бесчисленной череды историй о магах и волшебниках «Престиж» выделяется как яркий пример опасности реальной магии, когда ею владеет тот, кто не имеет представления о ее силе.
Хью Джекман и Кристиан Бейл здесь две стороны одной темной монеты, оба поглощены своей одержимостью быть лучшими из лучших, а Дэвид Боуи в роли Николы Теслы выглядит настоящим волшебником. Напряжение нарастает весь фильм, пока переломный момент (даже, можно сказать, престиж!) не приводит к ужасающему финалу.
5-е место: «Дюнкерк» (2017 год)
По поводу «Дюнкерка» есть две диаметрально противоположные точки зрения. Одни считают его величайшим фильмом Нолана, другие — красивым рассказом на всем известную тему с минимумом содержания. Постараемся примирить эти полярные мнения.
«Дюнкерк» действительно заслуживает всех наград, которые ему присуждены, а сюжет его, несомненно, невероятно скуден. Но это не обман, ведь зритель и так с самого начала знает, что английские войска были спасены тогда из Дюнкерка. Так что работа Нолана — это скорее про форму, чем про содержание.
4-е место: «Интерстеллар» (2014 год)
«Интерстеллар», бесспорно, самый красивый фильм Нолана. Пространство космоса запечатлено настолько идеально, что ни один другой фильм не может победить его по этому критерию.
Дополняет масштабность проекта и музыка (хотя злые языки и описывают ее как «Ганса Циммера, уснувшего на своем органе»). Хотя, конечно, этот фильм неидеален и обсуждения финальной сцены длились среди критиков и в Интернете не один месяц, своего высокого места в рейтинге фильм заслуживает.
3-е место: «Начало» (2010 год)
Мы могли бы долго говорить о великолепных (как всегда!) визуальных эффектах фильма, об игре Леонардо Ди Каприо и о том, что в эпоху сиквелов и франшиз «Начало» со своим оригинальным сюжетом произвел эффект разорвавшейся бомбы. Но на самом деле достаточно сказать, что даже спустя десять лет после его выхода зрители продолжают обсуждать, упал ли в финале чертов волчок или нет!
2-е место: «Бэтмен. Темный рыцарь» (2008 год)
Этот фильм почти достоин того, чтобы занять первое место в списке. Хотя бы из-за Джокера Хита Леджера, навеки ставшего культовым злодеем в истории кино. На самом деле в картине хорошо все — от прекрасных визуальных эффектов Готэм-сити до ужасающих музыкальных реплик в стиле панк-рок для Джокера, от восхождения Бэтмена до падения Харви Дэнта.
Если ты почему-то не видел этот фильм, немедленно исправляй это недоразумение.
1-е место: «Помни» (2000 год)
«Помни» был первым полным метром Кристофера Нолана, и двадцать лет спустя он остается самым сильным с точки зрения сценария из всех фильмов, которые режиссер снял. Эта история, основанная на рассказе Джонатана Нолана «Мементо мори», одновременно интригует и пугает.
И, кстати, «Помни» был выбран Библиотекой Конгресса США для сохранения в Национальном реестре фильмов.