Мы привыкли к стереотипным представлениям о Второй мировой войне. Вот, например, с такими союзниками, как итальянцы, и враги-то не особо нужны. Или вот еще. Япония якобы единственная сторона конфликта, которая использовала камикадзе — пилотов-самоубийц, в задачу которых не входило возвращение на домашний аэродром. Что ж, с нелестным мнением об итальянских военных спорить сложно, зато с камикадзе все не так просто. Японский опыт под занавес кампании взяли на вооружение даже в люфтваффе…
«Зондеркоммандо Эльбе», или «Спецотряд Эльба», — малоизвестное подразделение германских ВВС, созданное осенью 1944 года для борьбы со стратегическими бомбардировщиками союзников. Армады американских «либерейторов» и «летающих крепостей» в пепел стирали промышленные объекты Германии, и остановить их не получалось никак. О господстве в воздухе летчиков люфтваффе, как в начале 1940-х, уже и речи не было, поэтому в ход шли идеи на грани безумия.
Одна из таких — как раз «Спецотряд Эльба». Его девизом могла стать фраза «Один истребитель равно один бомбардировщик». Да, ты правильно понял: пилоты «Эльбы» должны были таранить самолеты противника. Для этой цели было выделено около 2000 истребителей и набрано столько же добровольцев из числа совсем молодых, только-только научившихся держаться в воздухе пилотов. Обучать их уму-разуму должны были три сотни опытных пилотов во главе с Гансом-Йоахимом Херрманном, одним из самых успешных военных летчиков Германии.
Впрочем, как уж тут наука? Задача членов «Спецотряда Эльба» была предельно проста. Нужно научиться врезаться в правильные места вражеских бомбардировщиков: хвостовое оперение, крылья, кокпит. В этом им помогали максимально облегченные версии истребителей «Мессершмит-109G». Без бронирования, с ограниченным запасом топлива и минимальным вооружением они забирались на высоту 10 км и отлично маневрировали. Немецким камикадзе оставляли всего один пулемет с 60 патронами. Для борьбы с вражескими самолетами такого вооружения и боезапаса крайне мало. Ну разве только застрелиться…
Конечно, официально никто не называл пилотов «Эльбы» камикадзе. Летчикам рекомендовалось покинуть самолета на парашюте либо непосредственно перед тараном, либо сразу после. Но эти советы напоминали хладнокровное издевательство. Покинуть самолет после тарана? Серьезно? Особенно во времена, когда о креслах-катапультах летчики могли только мечтать.
Первый (как окажется позже, и последний) бой юниоры «Эльбы» приняли 7 апреля 1945-го. Сразу 184 немецких камикадзе под прикрытием полсотни реактивных перехватчиков Ме-262 поднялись в воздух в районе Магдебурга. Отсутствие боевого опыта спутало карты: зеленые новички не смогли выйти на запланированный эшелон. Но в любом случае что две сотни мальчишек могли противопоставить армаде из 1300 бомбардировщиков и 700 истребителей эскорта?
По разным данным, пилотам «Эльбы» удалось уничтожить от 8 до 23 бомбардировщиков. При этом потери самой «зондеркоманды» составили почти 80 истребителей. Говорят, «куратор проекта» герр Херрманн не был обескуражен таким счетом на табло и пообещал, что следующая атака соколов «Эльбы» будет более эффективной. К счастью, на следующую атаку у этого безумца просто не осталось времени: война уже закончилась.