Кто сказал, что рожденный ползать летать не может? (Мы, конечно, знаем, что это был М. Горький, но сейчас как бы имитируем речь военных, которые не читают других книжек, кроме устава.) Вот же, перед твоими глазами, самый настоящий летающий танк! И хотя летал он недалеко, недолго и, как водится, «низэнько-низэнько», но он существовал, он был настоящим! Впрочем, это было его единственным достоинством.
Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война — штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники. В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить.
Историки таких мечтателей очень любят и называют их «опередившими время», а их творения — «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»).
Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк. А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела… И ведь научили же!
Кому это вообще пришло в голову?
Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме — Первой мировой войне). В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка.
Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.
Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи. Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.
В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12. Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление.
С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…
Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром. В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов.
Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика — таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.
Тем временем за океаном
Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»).
Дело оставалось за малым — снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением. На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка.
Сначала такой танк должен был обычным образом разогнаться до скорости 120–135 км/ч, а потом водитель переключал бы привод с гусениц на винт — и машина отправлялась бы в полет. Прочная подвеска с амортизаторами, по мысли Кристи, должна была обеспечить посадку прямо на изрытое воронками поле боя, где водителю оставалось бы только дернуть за рычаг, чтобы сбросить хвост и крылья.
На первых порах Кристи построил машину М.1932 с авиационным 12-цилиндровым двигателем «Испано-сюиза» мощностью 750 «лошадок». Танк был не совсем настоящим — без вооружения и башни, с дюралевым корпусом. Во время пробегов, призванных пустить пыль в глаза инвесторам, макет танка разгонялся до фантастической скорости — 190 км/ч!
В принципе, такая скорость давала возможность при установке крыльев перелетать сложные участки местности. Но дюралевая броня? В бою этот танк не продержался бы и секунды, даже если бы враги стреляли алюминиевыми снарядами. А стальная броня увеличила бы вес конструкции на треть. Эксцентричный Кристи, как будто одних технических проблем ему было мало, еще и вдрызг разругался с департаментом вооружений, курировавшим проект.
В общем, конструктор остался без денег и решил переехать в СССР, чтобы продолжить работу там. У наших военных чиновников его план энтузиазма не вызвал, но «аэротанк М.1932» советские кудесники выкупили. В первых числах сентября 1933 года он по морю прибыл в опытный цех Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где с 4 сентября по 11 ноября испытывался пробегами в окрестностях Харькова.
У нас машину переименовали в БТ-32 («быстроходный танк 1932 года»), но быстроходность оказалась чисто теоретической, поломки следовали одна за другой, и работы с БТ-32 вскоре прекратили.
Тот еще прототипчик!
Самый экзотический летающий танк придумал в мае 1937 года инженер НИЭРО М. Смалько. Этот универсальный терминатор, так никогда и не увидевший свет, мог (в теории) производить наземную и воздушную разведку, сопровождать конницу в глубоких рейдах по тылам противника, участвовать в десантных операциях, преодолевать непреодолимые препятствия — в общем, стал бы супероружием. Смалько отказался от попыток приспособления к полетам серийных танков, а разработал собственный гибрид с корпусом обтекаемой формы из листов брони толщиной от 3 до 10 мм.
По шоссе он ездил бы на колесах, по пересеченной местности — на гусеницах. Два члена экипажа — пилот-водитель и пулеметчик — смотрели бы на мир сквозь смотровые щели с триплексами. В башне должны были стоять спаренные 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы, 716-сильный авиационный двигатель М-17БИ вращал бы колеса или складной воздушный винт, а также приводил бы в действие механизм складывания крыльев (этот танк ничего не сбрасывал, все свои крылья и воздушные винты возил с собой, наводя на противника страх).
Странно, как безумному гению Смалько не пришла в голову мысль оснастить свое детище еще и машиной времени. В общем, у военных хватило трезвомыслия не строить эту штуку. На свалке истории осталась лишь деревянная модель чудища по имени МАС-1.
Летящий танк не остановишь!
Первый (и последний) жизнеспособный мутант появился лишь в годы Великой Отечественной войны — и уже не от живости ума, а по реальной необходимости. В декабре 1941 года молодое и мало кому известное тогда бюро О. К. Антонова получило срочное задание Наркомата авиационной промышленности «на создание десантно-транспортного планера для переброски легких танков в расположение партизанских отрядов и окруженных частей Красной Армии».
Таким образом, Антонов получил грант на новые эксперименты с полетами танка. Он тут же предложил снабжать Т-60 съемными крыльями и буксировать этот «планер» за бомбардировщиком ТБ-3 или Ил-4. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–25 километров до цели, планировать и садиться. Проект получил название «Крылья танка» — КТ.
Облегченный донельзя танк Т-60 весил 5800 килограммов. Поднять его можно было лишь при значительной площади несущего крыла. Крыло планера для уменьшения размаха сделали бипланным (впрочем, размах все равно получился внушительным — 18 метров); хвостовое оперение, тоже бипланного типа, было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции фюзеляжа, в нем сидели пилот (он же водитель) и стрелок.
Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня на танке разворачивалась пушкой назад. Впрочем, стрелять в воздухе из нее никто и не собирался.
Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ. Летные испытания проходили в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) под Москвой осенью того же года. Для такого случая пригласили звезду — летчика-испытателя и планериста Сергея Анохина, известного всей стране по довоенным рекордам. Зрители замерли в ожидании…
С небес на землю
Буксировщиком летающего танка был назначен бомбардировщик ТБ-3 с форсированными (до 970 «лошадей») моторами. Перед полетом танк максимально облегчили: сняли башню и оставили всего 100 литров бензина. Для проверки шасси было сделано несколько пробежек на буксире по бетонке и грунту и три подлета на высоту до 4 метров для отработки системы управления.
При этом целью ставилось узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110–115 км/ч (собственно танк Т-60 мог разгоняться лишь до 45 км/ч).
Единственный вылет состоялся 2 сентября 1942 года. Взлет прошел нормально, но вскоре моторы ТБ-3 стали перегреваться: не хватало мощности. Из-за большой массы и плохой обтекаемости КТ буксировка велась на предельной мощности. Двигатели ТБ-3 ревели, скорость дошла до отметки 130 км/ч, но поднять танк удалось лишь на высоту 40 метров. Оценив обстановку, командир ТБ-3 Еремеев принял решение вывести КТ в район аэродрома Быково и отцепить планер.
Ирония судьбы состояла в том, что посадка планировалась в Раменском и летающий танк сел там, где его никто не ждал.
А на дворе, надо сказать, стоял 1942 год, немцев только-только отогнали от столицы. Представь себе оторопь служащих аэродрома, увидевших приближающееся нечто. Ситуация усугубилась тем, что Анохин, благополучно приземлившись, запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Руководитель полетов тут же поднял по тревоге зенитный расчет…
Когда летчик-испытатель вылез из машины, его немедленно задержали красноармейцы. От расправы Анохина спасло лишь прибытие аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом уехал в поселок Стаханов (ныне город Жуковский), к аэродрому ЛИИ. Вскоре дальнейшие работы по планеру А-40 были прекращены из-за отсутствия мощных самолетов-буксировщиков, а в конце того же года сняли с производства и танк Т-60.
Первый полет КТ оказался заодно и последним: в акте об испытаниях опытного образца указывалось, что «задача создания летающего танка в целом решена, но в его конструкции допущены определенные ошибки». И это даже было правдой.
Модель, которую продували в аэродинамической трубе, была упрощенной — без гусениц и тросовых расчалок коробки крыльев. Потрать конструкторы чуть больше времени на предварительные расчеты — и кто знает, кто знает… Тем более что и подходящий буксир для Т-60 вскоре нашелся — бомбардировщик Пе-8, хоть и выпущенный малым тиражом (80 штук), но доступный. Но история не любит частицу «бы», которая в этой статьей встретилась, похоже, рекордное количество раз. И летающий танк остался символом несбывшихся чаяний человека.
Тоже полутанки
Военная история знает еще несколько машин убийства, прозванных «летающими танками».
Ил-2, самолет-штурмовик, 1941–1945 годы
Почетное звание «летающий танк» получил за бронекоробку фюзеляжа, в которой прятались все основные агрегаты и экипаж, мощное оружие и фатальное для вражеской пехоты и техники пристрастие смотреть на землю больше, чем на небо.
Су-34, фронтовой бомбардировщик, 1993 — наше время
«Летающим танком» звался (и зовется до сих пор) за внушительный арсенал, предназначенный для уничтожения всего злокозненного, что только может двигаться на поле боя. Впрочем, то, что двигаться не может, тоже обречено.
Т-80, основной боевой танк армии России, 1976 — наше время
Танк по определению, а «летающим» зовется за способность в прыжке преодолевать десяток-другой метров по воздуху. Т-80 оснащен вертолетной турбиной в качестве двигателя. Вот наследственность и сказывается.
American Dynamics BattleHog 100x
Беспилотный летательный аппарат, тяжелый бронированный ударный аппарат, нереализованный проект 2006 года.
Аппарат бронирован по классу I и II, может вести разведку и штурмовку целей, да и по размерам близок к танку: длина — 3,8 м, высота — 1,5 м. «Летающим танком» его зовут только создатели — так, в качестве аванса.