Некоторые всю жизнь ищут свое призвание, иным везет найти свое в вызывающе юном возрасте. Так, один мальчик из городка Ханнибал, что в Миссури, уже в 10 лет понял, что хочет стать скульптором по мылу — такое впечатление на него произвело участие в конкурсе Procter & Gamble. Звали мальчика Лестер Габа.
После окончания чикагской арт-школы юный скульптор перебрался в Нью-Йорк. На дворе стояли свингующие 1930-е, сухой закон только-только отменили, ночные клубы открывались повсеместно и с большой помпой. На фоне шумной ночной жизни и сверкающих вывесок Таймс-сквер и расцвела слава Габы.
Все началось с заурядного, хоть и почетного заказа манекена для витрины модного магазина Saks Fifth Avenue. Манекен работы Габы превзошел все ожидания заказчиков.
Дело в том, что антропоморфных манекенов, которые заполняют витрины современных магазинов, тогда просто не существовало. Заказчики довольствовались манекенами без головы и рук, зачастую совсем не похожими на человека. Но Габа изменил мир витрин.
Он принес в Saks Fifth Avenue почти живую девушку: с головой, руками, ногами, ногтями и прочими, казалось бы, ненужными манекену анатомическими деталями. Увидев эффект, который произвела на заказчика кукла, Габа решил двигаться дальше.
Скульптор создал манекена не на продажу, а для себя. Этот манекен еще больше напоминал настоящую девушку: у него были даже веснушки, а ноги чуть-чуть расходились в размере. То есть у манекена были изъяны (да простят нас феминистки) реальной женщины.
Габа назвал свое творение Синтией. И тут же принялся выводить Синтию в свет: в лучшие клубы, рестораны, музеи и театры Нью-Йорка.
Справедливости ради аналогичный перформанс с куклой примерно на два десятилетия раньше провернул эксцентричный художник Оскар Кокошка. (Почитать о нем можно здесь.) Но, в отличие от куклы Кокошки, кукла-манекен Габы стала настоящей суперзвездой.
Ее снимали фотографы, ее стиль (да, у Синтии был обширный гардероб) копировали светские дамы Нью-Йорка, легендарные ювелирные дома Cartier и Tiffany отправляли Синтии в подарок украшения, а дирекция Метрополитен-опера выделила звездному манекену персональную ложу. Ее даже пригласили на свадьбу бывший Эдуард VIII и Уоллис Симпсон.
Популярность Синтии добралась до своего пика летом 1937 года, когда ее сфотографировал на обложку журнала Life сам Альфред Эйзенштадт.
В общем, Синтия проживала жизнь, о которой мечтала любая американская (да и европейская) девушка. Тут бы нам задать риторический вопрос «Но была ли она счастлива?», но мы не будем. Все-таки речь про манекена, пусть и самого человекоподобного.
Кстати, друзьям, знакомым и случайным людям, которые неизменно окружали Габу и Синтию во время светских выходов, скульптор объяснял, что его спутница молчит из-за ларингита.
Вскоре Синтию настигла настоящая болезнь: она соскользнула со стула в салоне красоты и разбилась вдребезги. СМИ тут же написали о преждевременной кончине звезды-манекена. Габа восстановил Синтию, но мир уже успел переориентироваться с человекоподобных кукол на войну с Гитлером. Да и самого скульптора призвали в армию.
Попытка воскресить Синтию и ее былую популярность была предпринята скульптором в 1953 году, но оказалась неудачной. Как бы там ни было, Синтия выполнила свою главную функцию — прославила своего создателя, обеспечив работой до конца жизни.
С 1950-х до своей смерти в 1987 году Габа считался главным американским специалистам по визуальному маркетингу в целом и оформлению витрин в частности. В 1952 году он опубликовал труд «Искусство оформления витрины», а выйдя на пенсию, преподавал в колледже индустрии моды (LIM College) на Манхэттене.
Но мы предлагаем вернуться к Синтии и посмотреть подборку ее фотографий в зените славы и объективе фотографа Эйзенштадта. Действительно поразительное создание.