По накалу страстей события в море ничуть не уступают событиям на суше. А то и заметно выигрывают.
«Бэйчимо»
Один из самых необычных кораблей за всю военно-морскую историю. «Бэйчимо» оказался таким самодостаточным, что сорок лет дрейфовал в мировом океане в одиночестве.
Его построили в Швеции и использовали для торговых перевозок на севере Канады. В 1931 году «Бэйчимо» застрял во льдах у побережья Аляски. Экипаж покинул корабль и направился в ближайший город пережидать холода.
Со временем температура поднялась с привычных для этих суровых мест минус шестидесяти до нуля. Матросам, вероятно, наскучило скитаться по суше, и они решили проведать родное судно. И вот что выяснили: с потеплением корабль не только освободился от ледяного плена, но и уплыл куда-то по своим делам.
Несколько десятилетий, вплоть до 1969 года, торговые судна встречали в океане корабль, который прекрасно освоился в дикой природе и стал самым известным представителем вида «корабль-призрак».
«Барон Ренфрю»
Знакомься: одноразовый корабль, четырехмачтовый деревянный великан «Барон Ренфрю». Махина длиной сто метров, предназначенная для одного-единственного плавания.
Погоди звонить и жаловаться «Гринпису». Корабль построил ушлый канадский предприниматель Чарльз Вуд, чтобы без пошлины переправить судовую древесину для продажи из Нового Света в Европу в 1825 году. Вуд предполагал, что древесина не будет облагаться налогом, если поедет не в качестве груза, а в качестве строительного материала корабля. Афера провалилась: дерево без надлежащей обработки отсырело и матросам пришлось бросить корабль у берегов Франции.
Эсминец «Зубиен»
Британский корабль-Франкенштейн. Построен очень необычным способом — путем соединения корпусов двух других эсминцев времен Первой мировой войны. Отсюда и название «Зубиен»: первый эсминец, «Зулу», потерял корму под Дюнкерком, а второй эсминец, «Нубиен», повредила немецкая торпеда под Фолкстоном.
Но не пропадать же добру, решили британцы, и сваяли из двух поврежденных эсминцев один вполне работоспособный. «Зубиен», несмотря на недворянское происхождение, оказался бравым бойцом и даже потопил немецкую подлодку в 1918 году.
USS Supply
В 1855 году американский военный министр Дэвис Джефферсон задумал сформировать в США верблюжью дивизию. Будущий президент Конфедеративных Штатов Америки спал и видел, как американские солдаты передвигаются по мексиканской пустыне на выносливых комфортабельных верблюдах.
Для этих целей на корабле USS был построен огромный сарай длиной 20 метров. В нем с Ближнего Востока в Америку доставили 33 верблюдов. Эксперимент показал, что животные прекрасно переносят долгие морские путешествия и даже размножаются в неволе: за время трехмесячного плавания верблюдов стало 34. Вторая партия состояла уже из 41 особи.
На первый взгляд все шло по плану, на второй — тоже, зато на третий оказалось, что в бою степенные верблюды сильно уступают лошадям, от них пахнет навозом, вдобавок они агрессивны к людям, которые им не нравятся. Так что перевозку животных отменили. В дальнейшем карьера USS Supply ничем не отличалась от карьеры любого другого американского корабля тех лет.
Plongeur
«Плонжёр» — первая в истории субмарина с механическим приводом винта родом из Франции. Вызывала у людей, не привыкших доверять машинам, неподдельный ужас (это чувство наверняка знакомо современным аэрофобам). Впрочем, не будем их осуждать: на дворе 1863 год, а тебе предлагают забраться в металлического монстра, который унесет тебя в морские недра. Пожалуй, освоение океана, как и освоение космоса, — удел самых храбрых. Лодка совершила несколько удачных погружений, а потом ее все-таки отправили на заслуженный отдых из-за технических неполадок. Зато начало было положено.