Представляете, какой мог бы получиться патриотический жест, если бы светофор состоял не из красного, желтого и зеленого, а внушал гордость за державу, демонстрируя каждому водителю национальный триколор?
Но до такого не додумались даже в Северной Корее. Все же международные стандарты важнее (даже если за границу выезжать запрещено). Но и исторические стандарты редко получались по воле одного человека. Чаще всего конкретные цвета были выбраны из рациональных соображений.
Светофор
Для регуляции конного движения и первых автомобилей светофоры не использовались. Впервые они появились на железнодорожных путях, но сначала это был красный цвет (он в западной культуре уже пару тысяч лет обозначал опасность) и белый (в качестве одобрительного сигнала). В 1914 году в США произошла авария, когда у красного света выпала цветная линза и машинист, среагировав на белый цвет, проехал, когда ехать было нельзя. Тогда белый заменили на зеленый.
Желтый сигнал появился намного позже, и его выбрали, потому что на цветовом спектре (читай: радуге) он находился как раз между красным и зеленым. Тогда физики думали, что чем короче длина волны, тем дальше будет заметен определенный цвет.
Такси
За универсальный желтый цвет такси стоит быть благодарными предпринимателю Джону Герцу, запустившему свой первый таксомоторный парк и аренду авто в Чикаго в 1915 году.
Герц намеренно провел исследование на тему, какой самый заметный цвет автомобиля на дороге. Доподлинно неизвестно, что было причиной, а что — следствием, но компания Герца была успешнее остальных, поэтому вскоре конкуренты стали копировать раскраску автомобилей, превратив желтый в официальный цвет такси.
Кстати, такси далеко не во всех странах желтые: в Гонконге они красные с белой крышей, а во Вьетнаме — целиком зеленые.
Пожарная машина
В отличие от такси, у которых есть международные вариации, пожарные машины во всех странах красные. У историков нет точного ответа, почему так получилось, но они предлагают три варианта:
Первые пожарные бригады были волонтерами-любителями, а красная краска была тогда самой доступной. Так что цвет выбрали исключительно из соображений экономии.
Пожарные бригады были волонтерами, а пожаротушение было прибыльным бизнесом (государство возьмет на себя ответственность только в середине XX века). Конкурирующим предприятиям нужно было как-то соревноваться, и они выбирали броские цвета, чтобы выделиться.
Самая рациональная версия — красный цвет для того, чтобы выделяться на дороге. Первые автомобили почти всегда были черными, и красный выделялся на их фоне.
Зебра
Размечать пешеходные переходы начали довольно поздно — после Второй мировой войны. Первыми о пешеходах решили позаботиться власти Великобритании, устроившие конкурс на самый лучший рисунок и цветовую гамму.
Белый цвет имел самый высокий контраст, поэтому выбрали его. Первая зебра была торжественно открыта 31 октября 1951 года. Соответственно, в этот же день пешеходам предписали переходить дорогу только по переходам.
Футбольный мяч
Если вы захаживали в спортивные музеи, то, наверное, видели антикварные мячи. Они всегда коричневые, потому что это натуральный цвет кожи, да и на траве он смотрится достаточно контрастно.
Мячи оставались такими до Кубка мира 1970 года, который транслировался по телевидению. Телепередачи тогда были черно-белые, и мяч практически сливался с травой, поэтому его решили раскрасить в черно-белый паттерн.
Кстати, в десятых годах XXI века футбольные мячи, которыми играют на заснеженных полях, сделали ярко-желтыми.
Автопокрышки
Если найдешь кинохронику гонок начала века, обрати внимание на цвет покрышек: они всегда белые. Нет, их не красили для красоты, это натуральный цвет резины (такого же цвета и презервативы).
Но у «чистой» резины были проблемы с прочностью, она быстро снашивалась и трескалась от ультрафиолетового солнечного излучения. Тогда в 1917 году в резину стали добавлять технический углерод, он и сделал покрышки прочными, ультрафиолетостойкими и черными.