Зайца ноги не только кормят, но и спасают. Зачем нужны острые зубы и когти, когда от врага можно просто-напросто удрать? Именно этот рецепт лежит не только в процветании заячьей популяции, но и в успехе самого, пожалуй, необычного бомбардировщика Второй мировой.
Самый необычный — это сказано не для красного словца, вовсе нет. Только представь, что самый успешный британский самолет, если считать по числу боевых потерь, был а) сделан из дерева и б) не имел вообще никакого вооружения. Совсем! Называлось это чудо «Де Хэвилленд Москито» — английский многоцелевой бомбардировщик.
Идею «Москито», то есть «Комара», Джеффри де Хэвилленд — знаменитый британский летчик, конструктор и основатель авиационной фирмы имени самого себя — почерпнул, конечно, не в русских сказках про зайцев, а исходя из логических умозаключений.
Еще накануне Второй мировой, когда надвигавшийся конфликт уже казался неизбежным, де Хэвилленд разумно предположил, что с началом боевых действий дюралюминий — основной материал для изготовления самолетов — станет дефицитом. Когда же с началом войны выяснилось, что имевшиеся на вооружении британских ВВС бомбардировщики представляют собой по большей части летающий шлак, мысль Джеффри заработала еще активнее и, можно сказать, радикальнее.
Вообще-то идея казалась слегка бредовой. Де Хэвилленд на полном серьезе предложил построить бомбардировщик из дерева и фанеры. Ну а до кучи… начисто лишить его вооружения! Звучит странно, но логика в таком решении есть. Бомбардировщик без оружия самообороны, с одной стороны, становится беспомощным перед атакой истребителей. Но с другой — «Москито», лишенный пушек, пулеметов, а также обслуживающих их стрелков становится легче, а значит, быстрее. Настолько быстрее, что его не должен догнать ни один истребитель врага — ни «Мессершмит-BF 109», ни «Фоккевульф-190».
Конечно, на бумаге все это звучит гладко, в реальности же де Хэвилленду пришлось пройти через шквал непонимания и неприятия со стороны военных начальников. Вообще-то к деревянному бомбардировщику Джеффри с иронией относились почти все, но упорный конструктор продолжал гнуть свою линию. Когда на первых летных испытаниях осенью 1940-го «Москито», оснащенный двумя моторами «Роллс-Ройс-Мерлин», обогнал «Спитфайр», скептики заткнулись.
Фюзеляж «Комара» был выполнен из деревянного сэндвича. Роль хлеба с двух сторон исполняла фанера, а начинкой была бальза — дерево из Южной Америки с уникальными свойствами легкости и прочности. Прибавь к этому мощность двух 1700-сильных «мерлинов», и станет понятно, почему максималка «Москито» доходила до 700 км/ч. Сумасшедшая по тем временам скорость, особенно для бомбардировщика. Для сравнения: британский бомбардировщик «Виккерс-Веллингтон» при сходной бомбовой нагрузке не мог разогнаться и до 400 км/ч.
Еще одним ценным достоинством «Москито» стала его практически полная невидимость для радаров, ведь металлическими были только двигатели самолета. Вот почему быстрый и почти невидимый «Комар» оказался головной болью для немцев. На его счету много боевых подвигов, но лучше всего об эффективности машины говорит процент выживаемости.
Во время войны бомбардировщики «Москито» суммарно совершили свыше 26 тысяч боевых вылетов, при этом от огня ПВО и «Люфтваффе» было потеряно лишь 108 машин. Ай да Джеффри, ай да сукин сын!