Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Ламантенок» ищет маму: разбираем по частям главный российский авианосец «Ламантин»

В России как-то не задалось с авианосцами. Но недавно общественности был представлен проект нового настоящего российского авианосца «Ламантин». Или не настоящего? Или не нового?

2 апреля 202024
«Ламантенок» ищет маму: разбираем по частям главный российский авианосец «Ламантин»

Авианосцы давно стали атрибутом мировой супердержавы. С одной стороны, авианосные группировки позволяют почти безнаказанно доминировать над вооруженными силами более слабого противника: подплыл к чужим берегам, как бы далеко они ни располагались, и, не входя в зону поражения береговой обороны, можешь громить там все, что пожелаешь, своей авиацией и ракетами кораблей сопровождения.

А с другой стороны, содержание авианосца и обеспечивающих его действия кораблей стоит таких денег, что это по силам лишь государствам с мощной экономикой.

Например, авианосец «Нимиц», введенный в эксплуатацию в 1975 году (корабли этого класса живут очень долго, так что не удивляйся), обошелся налогоплательщикам США в 4,5 млрд долларов в ценах того года (сегодня эту сумму можно смело умножать на два). Его эксплуатация стоит еще 160 млн долларов за каждый год службы. Так что, кроме сверхдержав, такое статусное удовольствие никому не по карману.

«Ламантенок» ищет маму: разбираем по частям главный российский авианосец «Ламантин»

Неудивительно, что в мире только у десяти стран есть авианосцы. Первая из них, естественно, США. Там в строю аж 11 авианосцев  — половина всех существующих сегодня в мире.

По два корабля имеют могучая морская держава Италия (правда, на одном из них могут базироваться только самолеты вертикального взлета и посадки — маленький он) и бывшая империя Великобритания — два корабля типа «Королева Елизавета».

«Королева Елизавета», Великобритания
«Королева Елизавета», Великобритания

Почетное третье место делят семь стран, имеющих по одному авианесущему кораблю. Из них самостоятельно проектировать и строить такие сложные машины могут Франция и Испания.

Ну, еще Китай и Россия, но Россия лишь потенциально, поскольку способность создавать собственные авианосцы пока не продемонстрировала — лишь декларирует ее.

«Викрамадитья», Индия
«Викрамадитья», Индия

Россия не обладает могуществом Советского Союза, умевшего строить корабли такого класса, так что пользуется пока советским тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (очень длинное название, в просторечии сокращаемое до «Кузи»). А Китай приобрел недостроенный советский ТАВКР «Варяг» (близкий родственник «Кузи»), достроил его и переименовал в «Ляонин».

Затем уже самостоятельно построил его улучшенную копию «Шаньдун», получив, таким образом, два почти однотипных кораб­ля. Остальные страны получили свои авианосцы от других государств. Например, индийский «Викрамадитья» — это бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный в России по заказу Индии.

Итак, только США, Великобритания, Франция, Испания и Италия строят авианосцы. Тем интереснее планы России войти в этот клуб. Для начала попробуем понять, зачем нам это вообще надо.

«Ляонин», КНР
«Ляонин», КНР

Зачем России авианосцы?

А действительно, зачем? Агрессивные планы в отношении заморских стран мы вроде бы не вынашиваем. Экономика позволяет? Ну, осталась пока еще какая-то — может, и потянет содержание корабля. Речь, скорее, может идти об оборонительных целях.

Не обсуждая возможный ядерный конфликт (ядерное оружие, к счастью, остается средством сдерживания), относительно реалистичным представляется конфликт неядерный, когда к суверенным берегам приплывает враг в виде авианосной ударной группировки (АУГ) на радиус действия палубной авиации и крылатых ракет — порядка 200–300 км. Дальше по необходимости — либо высадка десанта, либо расстрел с неба.

Как противостоять такому врагу? Задача непростая: такие большие и дорогие корабли прикрыты как собственной авиацией, так и зенитными и противолодочными средствами кораб­лей сопровождения. Плюс подводные лодки, самолеты дальнего радиолокационного дозора (ДРЛО) и космическая группировка разведывательных спутников.

То есть силами авиации, или ракетами берегового базирования, или подводными лодками утопить авианосец крайне сложно. По расчетам, бомбардировщики при атаке АУГ потеряют до 40% самолетов — такими темпами самолеты кончатся быстрее, чем авианосцы. Могли бы помочь корабли своего флота, но они не смогут даже приблизиться к АУГ, если у них не будет авиационного прикрытия, обеспечить которое с берега не даст сравнительно малый боевой радиус действия истребителей.

И вот как раз для обеспечения такого авиационного прикрытия собственного флота и нужен авианосец. Не сам по себе, конечно, а тоже с сопровождающей группировкой кораблей прикрытия.

Авианосные перспективы и реальность

СССР развернул в 1980 году программу строительства таких кораблей, но построить успели единственный ТАВКР проекта 1143.5 — тот самый «Кузнецов», который вошел в состав Северного флота еще в 1991 году и, несмотря на проведенную модернизацию, к 2030‑м — 2040-м годам окончательно устареет физически и морально (срок службы авианосцев составляет порядка 50 лет).

Кроме того, он все-таки не просто так был назван «крейсером», пусть и авиа­несущим, но не авианосцем. ТАВКР не имеет катапульт, которыми оборудованы американские и некоторые другие натовские оппоненты.

С одной стороны, это облегчает и упрощает конструкцию, делает корабль надежнее. С другой — сокращает вероятные направления для взлета и не дает возможности поднимать в воздух самолеты ДРЛО, совершенно необходимые для действия авианосной группировки: собственной мощности двигателей этих тяжелых машин не хватит для взлета с трамплина, да и прочности конструкции может для такого «прыжка» не хватить.

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Россия
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Россия

Многострадальному «Кузнецову» отчаянно не везет: то на него кран уронят при ремонте, то вдруг пожар случится. В принципе, авианесущие корабли горят не только у нас: тот же американский авианосец «Нимиц» люто горел трижды — в 1981, 1988 и 1991 годах. Нет сомнения, что и «Кузю» починят в очередной раз, но современным авианосцем он от этого стать все равно не сможет.

Все эти причины заставляют российских конструкторов предлагать новые и новые проекты, которые, если на них найдутся деньги и производственные мощности, обратились бы в настоящий авианосец. Однако пока мы богаты только проектами и моделями, которые показывают на военных выставках. Что ж, посмотрим хоть на них.

«Ламантин» — новинка или реинкарнация?

На военно-морском салоне IMDS-2019, который прошел в Санкт-Петербурге прошлым летом, ПАО «Невское ПКБ» из состава Объединенной судостроительной корпорации продемонстрировало свое видение перспективного авианосца, показав модель корабля проекта 11430Э «Ламантин». Буква Э в коде проекта изначально намекает на экспортную направленность разработки. Цифровой же код 11430 совпадает с номером проекта перестройки «Адмирала Горшкова» в индийский авиа­носец «Викрамадитья». Так что адресат понятен.

Основой для всех этих модернизаций послужил проект 1143 — это все те же советские авианесущие тяжелые крейсеры, к плеяде которых относятся и «Кузнецов» (1143.5), и китайский теперь «Варяг» (1143.6), и заложенный в 1988 году, но разобранный на стапелях недостроенный «Ульяновск» (1143.7). Правда, «Ульяновск» должен был иметь уже атомную силовую установку, как и проект «Ламантин».

Здесь предполагаются четыре паропроизводящие установки на основе ядерных реакторов и четыре гребных винта. Естественно, габаритные параметры близки к «Ульяновску»: водоизмещение 80–90 тыс. тонн, наибольшая длина 350 м, ширина по ватерлинии 41 м, осадка около 12 м. Скорость все те же 30 узлов. Конфигурация полетных палуб почти такая же, как у «Кузнецова» и других кораблей проекта 1143: главная палуба с трамплином и угловая с паровой и/или электромагнитной катапультами.

Отличие состоит в нависающей над правым бортом дополнительной поверхности, обходящей остров надстройки. По ней можно перемещать летательные аппараты, не загромождая полетную палубу и не мешая полетам. Авианосная группировка может составить до 60 аппаратов.

На палубе модели видны маленькие Су-33, вертолет Ка-27 и пара гипотетических двухмоторных самолетов ДРЛО Як-44Э — как раз на угловой палубе, где катапульты. Як-44 разрабатывался в 1970-е годы для «Ульяновска» с явной оглядкой на американский Е-2 «Хокай». Но случились перестройка, и потому так и не случился Як-44. Так что это пока лишь имитация.

Модель авианосца «Ламантин» на Военно-морском салоне IMDS. Санкт-Петербург, 2019 год
Модель авианосца «Ламантин» на Военно-морском салоне IMDS. Санкт-Петербург, 2019 год

В общем, нового в «Ламантине» немного, такие корабли мог строить Советский Союз сорок лет тому назад. Зато и технический риск при реализации проекта минимален, можно даже еще понадеяться на «руки помнят», хотя те «руки» уже изрядно постарели, если вообще живы.

Модель авианосца «Ламантин» на Военно-морском салоне IMDS. Санкт-Петербург, 2019 год
Модель авианосца «Ламантин» на Военно-морском салоне IMDS. Санкт-Петербург, 2019 год

Американцы предсказуемо оценили «Ламантина» существенно ниже, чем свой новый авианосец 2017 года «Джеральд Р. Форд» с полным водоизмещением 112 тыс. тонн, и даже ниже, чем свой же старый атомный «Нимиц». В принципе, для такой плохой оценки есть некоторые основания: наши ТАВКР даже в момент своего создания на рубеже 1980-х годов уже были в положении догоняющих, да и предназначались они для решения ограниченных задач прикрытия ударных подводных лодок в районах боевого развертывания на случай ядерной войны.

Однако все-таки американский взгляд представляется излишне критическим: уж с «Нимицем» «Ламантин» точно мог бы потягаться. Тут лишь одна маленькая закавыка: «Нимиц» есть, а вот «Ламантина», увы, пока нет.

«Джеральд Р. Форд», США
«Джеральд Р. Форд», США

«Шторм»

В 2015 году ФГУП «Крыловский государственный научный центр» представил проект многоцелевого тяжелого авианосца 2300Э «Шторм». Длина «Шторма» составит 330 м, ширина — 40 м, осадка — 11 м. Водоизмещение — около 100 тыс. тонн, почти вдвое больше «Кузнецова». Первоначально корабль рассчитан под котлотурбинную силовую установку, как на «Кузнецове», но заложена возможность заменить ее атомной, что, конечно, повысит и автономность, и энерговооруженность.

«Ламантенок» ищет маму: разбираем по частям главный российский авианосец «Ламантин»

Заявленная максимальная скорость составляет порядка 30 узлов (55,5 км/ч) — почти как у «Кузнецова». Палуба имеет похожую конфигурацию, но помимо трамплина предусмотрены еще и четыре электромагнитные катапульты на основной и угловой палубах. Базироваться на новом корабле могли бы существующие палубные истребители МиГ-29К и Су-33, а кроме того, все те же старые многоцелевые вертолеты Ка-27.

К ним можно было бы добавить корабельный вариант нового Су-57 и самолеты ДРЛО (для них, похоже, катапульты и предназначены). Правда, самолетов ДРЛО, пригодных для корабельного базирования, в России пока нет в принципе, а Су-57 еще находится в стадии опытной эксплуатации.

«Шторм-КМ»

«Ламантенок» ищет маму: разбираем по частям главный российский авианосец «Ламантин»

В 2018 году крыловцы показали публике «бюджетный вариант» авианосца «Шторм-КМ» с корпусом катамаранного типа и вдвое меньшим водоизмещением — около 40 тысяч тонн. Вдвое меньше и авиационная группировка — не 80–90, а 46 летательных аппаратов. Существуют также наработки по среднему между «Штормом» и «Штормом-КМ» кораблю с водоизмещением 76 тысяч тонн.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения