Философски говоря, превращение главного храма страны в главный бассейн страны, а потом обратно в храм — весьма символично. Но мы позвали тебя на эту страницу не для того, чтобы вести философские монологи, а для того, чтобы поделиться семью действительно любопытными фактами о храме Христа Спасителя. Чем сейчас и займемся.
Храм должен был стоять в другом месте…
Посвященный победе в войне 1812 года храм должен был стоять не на Волхонке, а на Воробьевых горах. Собственно, именно там 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, произошла торжественная закладка храма в присутствии императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны.
Но в 1825 году, после восшествия на престол Николая I, строительство на Воробьевых горах было остановлено. По официальной версии — из-за ненадежности тамошних почв. К этому моменту на строительство так и не построенного храма уже была потрачена внушительная сумма — четыре миллиона рублей, а для доставки каменных стройматериалов на Воробьевы горы даже были соединены Москва-река и Волга.
…и выглядеть совсем иначе
Руководил строительством на Воробьевых горах архитектор проекта — масон и лютеранин Карл Магнус Витберг. Когда он представил свой проект императору в 1814 году, ориентированный на Запад Александр I был в восторге. По воспоминаниям современников, он расщедрился на комплименты и заявил Витбергу, что тот «заставил камни говорить».
Николай I, очевидно, восторга старшего брата не разделял. Придя к власти, он велел разобраться с дорогостоящим и медленным строительством на Воробьевых горах. Витберг был сослан в Вятку, а его имущество конфисковано. Фактически архитектора обвинили в растратах, хотя историки считают, что Витберг тратил деньги не по злому умыслу, а по неумению общаться с прорабами.
В 1831 году Николай I назначил для строительства нового храма нового архитектора — Константина Тона. Его-то проект, выполненный в русско-византийском стиле, мы и лицезреем на берегу Москвы-реки по сей день. Закладка храма по проекту Тона состоялась 22 сентября 1839 года.
Москвичи сразу невзлюбили храм Христа Спасителя
Если ты думаешь, что это только современные москвичи вечно недовольны городским строительством, то ошибаешься. Москвичи образца двухвековой давности были не лучше. Едва произведение Тона было закончено, как местные кинулись наперегонки наделять его обидными прозвищами: «чернильница», «гриб», «самовар».
Конечно, развитию у москвичей ненависти к новому храму поспособствовали обстоятельства его строительства. Дело в том, что на месте храма еще с XVII века стоял Алексеевский женский монастырь. Москвичи, так сказать, привыкли. По легенде, когда монастырь выселяли, его настоятельница в сердцах прокляла стройку: «Чтоб сему месту пусто было!»
Не жаловали храм и представители искусства. Так, художник Василий Верещагин считал, что представленный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». Подозреваем, Верещагин сменил гнев на милость позже, когда его пригласили принять участие в оформлении храма.
Строительство первого храма продолжалось больше 40 лет
Успел умереть архитектор Тон и назначивший его Николай I, их сменили ученик Тона архитектор Иосиф Каменский и внук Николая I император Александр III. Последний с семьей присутствовал на торжественном освящении собора. По случаю этого масштабного празднества московские власти даже нашли где-то несколько ветеранов войны 1812 года (представь теперь, сколько им было лет).
При высоте 103,5 метра храм стал самым высоким строением в Москве. И самым вместительным храмом в империи. Свое официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор — храм получил еще за несколько лет до окончания строительства. Также заранее было назначено духовенство. Более того, еще за пять лет до завершения стройки собор появился на всех планах Москвы.
Храм Христа Спасителя играл громкую роль в музыкальной жизни Москвы
Еще за год до освящения собора в его стенах была исполнена Увертюра 1812 года, написанная Чайковским в честь победы над Наполеоном. Хор храма считался одним из лучших в стране. Здесь даже пел сам Шаляпин! (Если, кстати, ты давно хотел узнать больше об этом великом человеке, тебе прямая дорога на материал «Разудалая биография Федора Шаляпина — жемчужины оперы, изумруда пьянства и бриллианта хождения по дамам».) Кроме того, в соборе имелась богатейшая библиотека, по которой водили экскурсии для мирян.
На месте храма должен был быть построен дворец
Если ты думаешь, что большевики 5 декабря 1931 года взорвали храм Христа Спасителя для того, чтобы построить на его месте бассейн «Москва», то мы восхищаемся твоей верой в спорт. Нет, на месте великолепного храма большевики хотели возвести не менее великолепный дворец — Дворец Советов.
Стоэтажное 420-метровое здание, увенчанное Ильичом, должно было стать не просто самым высоким строением в мире, но и символом безусловно светлого коммунистического будущего планеты. Но проект, начатый с энтузиазмом в 1930-е, был заморожен на стадии рытья котлована: началась война.
Окончательно идея строительства Дворца Советов была оставлена в конце 1950-х. Зато на месте вырытого фундамента появился бассейн «Москва». Вот что по этому поводу пел ансамбль советских архитекторов под названием «Кохинор»:
Для Дворца Советов
Сваи забивали,
А потом решили их залить водой!
Будьте осторожны,
Плавая, ныряя:
Можно ведь удариться о сваи головой.
Остатки первого храма до сих пор в Москве. Повсюду
После двух взрывов 5 декабря 1931 года остатки храма еще долго разбирали на другие строительства. Так, камень храма пошел на сооружение здания Совета труда и обороны (в наши дни в нем располагается Государственная Дума Российской Федерации) и, конечно, на строительство метрополитена. Так что можно сказать, что первый храм Христа Спасителя формально все еще с москвичами. Пусть у них и есть новый, построенный в 1990-х.