Словосочетание «Нюрнбергский процесс» сегодня стало уже практически нарицательным, и что он из себя представлял, знает любой мало-мальски образованный человек. Это процесс, на котором после Второй мировой войны судили фашистских преступников и их приспешников. Но мало кто знает, какую роль в процессе сыграла кинохроника.
Вот как все было.
Первый процесс (их была целая серия) открылся 20 ноября 1945 года.
Международный военный трибунал (МВТ) составляли восемь судей из четырех стран Антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритании и Франции.
Устав МВТ принимали незадолго до этого, 8 августа 1945 года, специально для того, чтобы судить крупнейших лидеров рейха.
Союзники не без оснований предполагали, что обвиняемые будут затягивать процесс. Так оно и случилось. Подсудимые либо выступали в жанре «А судьи кто?», пытаясь доказать, что правительства Антигитлеровской коалиции вели себя не лучше; либо утверждали, что во всем виноваты исключительно умершие к тому моменту Гитлер, Гиммлер и Гейдрих; либо, хлопая глазами, заявляли, что вообще не в курсе никаких преступлений.
Одной из главных улик обвинения стала кинохроника, снятая самими же фашистами. И это был первый прецедент в истории, когда киноматериалы были использованы в суде. Собственно, пункт об этом был внесен в тот самый Устав Международного военного трибунала специально для этой цели. Статья 19 гласила: «Трибунал может допускает любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу».
Американцы переоборудовали зал суда: был установлен кинопроектор и экраны.
29 ноября в рамках процесса показали фильм «Нацистские концентрационные лагеря», авторы которого под присягой заявили, что все, снятое ими, не являлось постановкой.
Фильмы демонстрировались так: в зале суда выключали свет, освещались только лица подсудимых. Тут же в зале находились специальные эксперты-психиатры, которые фиксировали эмоции подсудимых во время демонстрации фильма.
10 декабря был показан второй фильм — «План нацистов», собранный исключительно из немецких материалов. Оригинальность и аутентичность видео подтвердила автор «Триумфа воли» режиссер Лени Рифеншталь, специально вызванная для этого в Нюрнберг.
Советская сторона узнала о том, что на процессе уликами станут фильмы, вместе со всеми, когда 20 ноября об этом в зале суда объявил американский обвинитель Роберт Джексон. Фильм «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» был смонтирован за месяц и представлен на 62-й день трибунала. Режиссером стал Роман Кармен. Примечательно, что сам он в это время находился в Нюрнберге — снимал кинохронику процесса и руководил работой над фильмом по телефону.
Фильм о Нюрнбергском процессе стал частью проекта о фронтовых операторах «Как снимали войну». Ролик опубликован на канале сайта «Кино-театр.ру».