Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Четыре археологические фальсификации

Археология не только помогает получить приятный бронзовый загар, но и является хорошим способом подзаработать. Закон рынка гласит: чем фиговина древнее и необычнее, тем дороже ее можно продать.

21 мая 20201

Закон рынка гласит что-то вроде: чем фиговина древнее и необычнее, тем дороже ее можно продать. Неудивительно, что за двести лет существования археологии в статусе официальной науки мировая общественность неоднократно сталкивалась со случаями фальсификации, порой настолько искусными, что люди умудрялись потратить на подделку целые состояния.

Археораптор

Четыре археологические фальсификации

История одного из самых громких скандалов, разгоревшихся в археологических кругах, началась в июле 1997 года, когда крестьянин из китайской провинции Ляонин за пару долларов продал перекупщику обломки найденного им сланца со следами неизвестного ранее животного, напоминающего птицу с зубами. Имена крестьянина и дилера остались неизвестны, и это в общем-то логично, учитывая то, что по китайским законам подобные сделки караются тюремным заключением. Летом 1998 года окаменелость была нелегально вывезена в США, где ее приобрел анонимный коллекционер.

По всей видимости, коллекционер все же не отличался особой анонимностью: уже через пару месяцев среди американских палеонтологов не оказалось ни одного человека, не осведомленного о необычной китайской находке. Стивен Черкас, директор Музея динозавров, расположенного в штате Юта, приложил все усилия и собрал 80 тысяч долларов, чтобы перекупить окаменелость и досконально ее изучить (естественно, он намеревался сделать ее жемчужиной коллекции музея и обогатиться). Черкас связался с Национальным географическим сообществом, и останки существа, получившего название Archaeoraptor liaoningensis («древний грабитель Ляонина»), были представлены на пресс-конференции, прошедшей в октябре 1999 года.

В ноябре в журнале National Geographic вышла статья, посвященная археораптору, в которой утверждалось, что недостающее звено между динозаврами и птицами наконец-то обнаружено. На протяжении следующих месяцев все мировое сообщество (в лице палеонтологов и детей младшего школьного возраста) было взбудоражено этим потрясающим открытием.

К середине 2000 года, когда останки археораптора были подробно исследованы, ученые пришли к неутешительному выводу: в их руках оказалась подделка, «летающий динозавр» был составлен из разных частей уже известных науке ископаемых животных. Осенью того же года увидел свет номер National Geographic, в котором редакция и приглашенные палеонтологи признавали свою ошибку. Больше всего сокрушался Стивен Черкас: 80 тысяч он так и не «отбил».

Фигурки Акамбаро

Четыре археологические фальсификации

Еще одна история с участием крестьян, жадных до наживы, произошла в Мексике, неподалеку от города Акамбаро. В июле 1944 года немецкий эмигрант и археолог-любитель Вальдемар Юлсруд обнаружил в размытой дождями земле глиняную фигурку, которая, как ему показалось, могла принадлежать древней культуре Чупикуаро.

Чтобы не тратить время и силы, Юлсруд нанял для раскопок местных крестьян, которым пообещал платить по 0,1 доллара за каждую обнаруженную статуэтку. В первый раз он удивился, когда крестьянам удалось достать из-под земли больше 30 тысяч фигурок. Во второй — когда среди находок оказались статуэтки, достоверно изображающие динозавров и людей разных рас, что противоречило всем имевшимся на тот момент знаниям — от времени исчезновения последних гигантских ящеров до даты открытия Америки европейцами.

Коллекция Юлсруда уже успела стать популярной, пока в результате анализа, проведенного археологом Чарльзом С. Ди Песо, не выяснилось, что все найденные статуэтки — фальшивка. Фигурки были изготовлены крестьянами в короткий срок, причем при создании некоторых из них «скульпторы» черпали вдохновение из кино и комиксов.

Хрустальные черепа

Четыре археологические фальсификации

Артефакты, нынешней популярностью обязанные сериалу «Звездные врата», фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» и игре Assasin's creed, впервые были упомянуты в середине XIX века. Тогда в некоторых изданиях начала появляться информация о перекупщиках, которым удалось приобрести модели человеческих черепов, изготовленных из цельных кусков кварца (горного хрусталя). Повсеместно утверждалось, что черепа принадлежат к культурам ольмека и майя. Соответственно, совершенно непостижимым казался метод их изготовления, так как во времена вышеупомянутых цивилизаций не существовало подходящих инструментов.

К середине XX века было обнаружено тринадцать черепов. Большинство из них находятся в частных коллекциях, и приобретены они за баснословные деньги. К сожалению коллекционеров, исследования, проведенные учеными в 2000-х годах, показали, что черепа были изготовлены в течение последних полутора веков — на их поверхности были обнаружены следы карбида кремния (синтезирован в 1893 году) и следы шлифовки при помощи современных вращающихся дисков.

Тиара Сайтаферна

Предмет, больше всего напоминающий пресловутую шапочку из фольги, стал известен в 1896 году. Именно тогда директор Лувра Альбер Кемпфен и самые знаменитые парижские историки, археологи и знатоки античного искусства признали в нем золотую тиару скифского царя Сайтаферна.

Четыре археологические фальсификации

Выполненная из золота тиара поражала воображение: на ней в мельчайших подробностях были изображены сцены из древнегреческой мифологии, а выкованная дарственная надпись давала повод считать головной убор делом рук мастеров античного города-государства Ольвии, расцвет которого пришелся на IV век до н.э. Кемпфен моментально добыл разрешение парламента Франции и выкупил тиару у одесских братьев-антикваров Гохманов за невероятные по меркам того времени 50 000 рублей.

Почти десять лет экспонат выставлялся в зале античного искусства, пока им не заинтересовались археологи Адольф Фунтвенглер и Александр Веселовский. Расследование привело их к ювелиру Израилю Рухомовскому. Оказалось, что Рухомовский сделал тиару по заказу Гохманов еще в 1895 году и получил за нее всего 1800 рублей.

Ювелир, не подозревавший о сделке между Гохманами и Кемпфеном, не только не оказался на скамье подсудимых, но и прославился, получив за свою работу золотую медаль Салона декоративных искусств. Тиара по-прежнему выставляется в Лувре — правда, ее пришлось переместить в зал попроще.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения