Закон рынка гласит что-то вроде: чем фиговина древнее и необычнее, тем дороже ее можно продать. Неудивительно, что за двести лет существования археологии в статусе официальной науки мировая общественность неоднократно сталкивалась со случаями фальсификации, порой настолько искусными, что люди умудрялись потратить на подделку целые состояния.
Археораптор
История одного из самых громких скандалов, разгоревшихся в археологических кругах, началась в июле 1997 года, когда крестьянин из китайской провинции Ляонин за пару долларов продал перекупщику обломки найденного им сланца со следами неизвестного ранее животного, напоминающего птицу с зубами. Имена крестьянина и дилера остались неизвестны, и это в общем-то логично, учитывая то, что по китайским законам подобные сделки караются тюремным заключением. Летом 1998 года окаменелость была нелегально вывезена в США, где ее приобрел анонимный коллекционер.
По всей видимости, коллекционер все же не отличался особой анонимностью: уже через пару месяцев среди американских палеонтологов не оказалось ни одного человека, не осведомленного о необычной китайской находке. Стивен Черкас, директор Музея динозавров, расположенного в штате Юта, приложил все усилия и собрал 80 тысяч долларов, чтобы перекупить окаменелость и досконально ее изучить (естественно, он намеревался сделать ее жемчужиной коллекции музея и обогатиться). Черкас связался с Национальным географическим сообществом, и останки существа, получившего название Archaeoraptor liaoningensis («древний грабитель Ляонина»), были представлены на пресс-конференции, прошедшей в октябре 1999 года.
В ноябре в журнале National Geographic вышла статья, посвященная археораптору, в которой утверждалось, что недостающее звено между динозаврами и птицами наконец-то обнаружено. На протяжении следующих месяцев все мировое сообщество (в лице палеонтологов и детей младшего школьного возраста) было взбудоражено этим потрясающим открытием.
К середине 2000 года, когда останки археораптора были подробно исследованы, ученые пришли к неутешительному выводу: в их руках оказалась подделка, «летающий динозавр» был составлен из разных частей уже известных науке ископаемых животных. Осенью того же года увидел свет номер National Geographic, в котором редакция и приглашенные палеонтологи признавали свою ошибку. Больше всего сокрушался Стивен Черкас: 80 тысяч он так и не «отбил».
Фигурки Акамбаро
Еще одна история с участием крестьян, жадных до наживы, произошла в Мексике, неподалеку от города Акамбаро. В июле 1944 года немецкий эмигрант и археолог-любитель Вальдемар Юлсруд обнаружил в размытой дождями земле глиняную фигурку, которая, как ему показалось, могла принадлежать древней культуре Чупикуаро.
Чтобы не тратить время и силы, Юлсруд нанял для раскопок местных крестьян, которым пообещал платить по 0,1 доллара за каждую обнаруженную статуэтку. В первый раз он удивился, когда крестьянам удалось достать из-под земли больше 30 тысяч фигурок. Во второй — когда среди находок оказались статуэтки, достоверно изображающие динозавров и людей разных рас, что противоречило всем имевшимся на тот момент знаниям — от времени исчезновения последних гигантских ящеров до даты открытия Америки европейцами.
Коллекция Юлсруда уже успела стать популярной, пока в результате анализа, проведенного археологом Чарльзом С. Ди Песо, не выяснилось, что все найденные статуэтки — фальшивка. Фигурки были изготовлены крестьянами в короткий срок, причем при создании некоторых из них «скульпторы» черпали вдохновение из кино и комиксов.
Хрустальные черепа
Артефакты, нынешней популярностью обязанные сериалу «Звездные врата», фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» и игре Assasin's creed, впервые были упомянуты в середине XIX века. Тогда в некоторых изданиях начала появляться информация о перекупщиках, которым удалось приобрести модели человеческих черепов, изготовленных из цельных кусков кварца (горного хрусталя). Повсеместно утверждалось, что черепа принадлежат к культурам ольмека и майя. Соответственно, совершенно непостижимым казался метод их изготовления, так как во времена вышеупомянутых цивилизаций не существовало подходящих инструментов.
К середине XX века было обнаружено тринадцать черепов. Большинство из них находятся в частных коллекциях, и приобретены они за баснословные деньги. К сожалению коллекционеров, исследования, проведенные учеными в 2000-х годах, показали, что черепа были изготовлены в течение последних полутора веков — на их поверхности были обнаружены следы карбида кремния (синтезирован в 1893 году) и следы шлифовки при помощи современных вращающихся дисков.
Тиара Сайтаферна
Предмет, больше всего напоминающий пресловутую шапочку из фольги, стал известен в 1896 году. Именно тогда директор Лувра Альбер Кемпфен и самые знаменитые парижские историки, археологи и знатоки античного искусства признали в нем золотую тиару скифского царя Сайтаферна.
Выполненная из золота тиара поражала воображение: на ней в мельчайших подробностях были изображены сцены из древнегреческой мифологии, а выкованная дарственная надпись давала повод считать головной убор делом рук мастеров античного города-государства Ольвии, расцвет которого пришелся на IV век до н.э. Кемпфен моментально добыл разрешение парламента Франции и выкупил тиару у одесских братьев-антикваров Гохманов за невероятные по меркам того времени 50 000 рублей.
Почти десять лет экспонат выставлялся в зале античного искусства, пока им не заинтересовались археологи Адольф Фунтвенглер и Александр Веселовский. Расследование привело их к ювелиру Израилю Рухомовскому. Оказалось, что Рухомовский сделал тиару по заказу Гохманов еще в 1895 году и получил за нее всего 1800 рублей.
Ювелир, не подозревавший о сделке между Гохманами и Кемпфеном, не только не оказался на скамье подсудимых, но и прославился, получив за свою работу золотую медаль Салона декоративных искусств. Тиара по-прежнему выставляется в Лувре — правда, ее пришлось переместить в зал попроще.