10 мая 1960 года в семье Айрис и Брендона Хьюсона из Дублина родился мальчик. Потом он повзрослеет, отрастит волосы, возьмется за гитару и под сценическим псевдонимом Боно организует рок-группу U-2. Считается, что название коллектива навеяно инцидентом с американским самолетом-разведчиком Lockheed U-2, сбитым советской ракетой над Свердловском. Это событие, случившееся за несколько дней до рождения Боно, в очередной раз поставило планету на грань мира и войны.
Что такое U-2?
Да, прежде всего это высотный самолет-разведчик, а не какая-то рок-группа. Сама идея создания U-2 отражает уровень напряжения в отношениях между СССР и США, сложившийся в 50-х годах. В условиях ограниченных возможностей тогдашней разведки американцы совершенно не представляли масштабов военной мощи Советского Союза. Больше всего в США не хотели повторения сценария Перл-Харбора, когда катастрофические промахи разведки и недооценка противника привели к катастрофе.
Переговоры о режиме открытого неба, то есть о свободном пролете военных самолетов СССР и США над территорией двух стран, ни к чему не привели. И тогда американцы решили построить неуловимый самолет-разведчик. Идея в целом была проста: U-2 должен был летать достаточно далеко (дальность полета первой версии 3500 км), достаточно быстро (около 850 км/ч), но, главное, очень-очень высоко. Практический потолок разведчика превышал 21 км. На такой высоте до него не могли добраться ни истребители-перехватчики, ни зенитные ракеты, ни даже всевидящие щупальца радаров. Так во всяком случае представлялось в теории.
Но разве реально шпионить с высоты 20 км?
Еще как реально! На самом деле съемочную аппаратуру для U-2 разрабатывали раньше, чем сам самолет. Созданная специалистами компании Perkin-Elmer фотокамера считалась настоящим чудом своего времени. Во время тестовых полетов с ее помощью было, например, сфотографировано ранчо тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра. Так вот, качество снимков, сделанных с высоты 18 км, позволяло сосчитать всех коров на президентском пастбище. Ну а запас пленки в 1800 м позволял самолету-разведчику сфотографировать сплошную полосу шириной в 150 км общей протяженностью 3000 км. В общем, все тайное U-2 должен был сделать явным.
От U-2 была польза?
Конечно, особенно поначалу. Разведывательные полеты U-2 начались в 1957-м, первый очень символично состоялся 4 июля. И очень быстро стало понятно, что, например, истории о сотнях советских реактивных стратегических бомбардировщиков М-4, которыми в 1950-е пугали американских детишек, — всего лишь выдумки. По снимкам с U-2 четко подсчитали, что счет в реальности идет лишь на десятки.
Новый высотный разведчик добыл еще много полезной для американцев информации. В том числе рассекретил место космического полигона на Байконуре, следил за ходом строительства атомных подлодок в Ленинграде, фиксировал подготовку ядерных испытаний в Семипалатинске. Словом, попортил советским генералам немало крови.
И все это не вызывая подозрений с советской стороны?
Не совсем так. Американцы просчитались с утверждениями о невидимости U-2 для радаров. Новое поколение советской РЛС видело высотного разведчика даже на практическом потолке полета. Другое дело, что ПВО действительно оказалась бессильна. На перехват U-2 на самом деле заходили тучи истребителей, но до 20-километровых высот не могли добраться даже современные по тем временам МиГ-17 и МиГ-19. Не хватало буквально мелочи — каких-то четырех-пяти километров. Пилоты U2 даже шутили, что русских истребителей внизу было так много, что они мешали проводить фотосъемку. Совершенно безнаказанные полеты U-2 над советской территорией продолжались три года.
И потом его все-таки сбили?
Да. Хотя один из главных локальных успехов Советского Союза в холодной войне стал миксом из совпадений, везения и расслабленности. К тому же успех оказался со вкусом трагедии, о которой никто не вспоминает. По официальной версии, все было легко и просто. 1 мая 1960-го в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) первым же выстрелом ракетного зенитного комплекса С-75 «Двина» был сбит самолет-разведчик U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. Пилот жив, задержан и дает показания. Почти все так и было. В действительности ракет выпустили минимум восемь (по некоторым источникам — 14), причем одна из них сбила МиГ-19 Сергея Сафонова, также летевшего на перехват разведчика. Летчик погиб.
Почему U-2, считавшийся неуязвимым, все же сбили?
Многое сложилось как надо. Сказалась успокоенность американцев, вызванная предыдущими неудачными попытками перехвата U-2 советскими ПВО. Сыграло роль и массовое развертывание современных ракетных комплексов С-75 на территории СССР. Не обошлось и без удачи. Скажем, пролетая над Свердловском, самолет Пауэрса снизился до 14 км, чтобы более детально сфотографировать «почтовый ящик» Челябинск-40 — закрытый город, где выпускали оружейный плутоний. Вот тут-то неуловимый U-2 и попался…
Повезло, кстати, и самому Пауэрсу. Ракета комплекса С-75 не попала в сам самолет, а взорвалась чуть сзади. Взрывная волна срубила хвост самолета, но сам пилот остался жив, смог выпрыгнуть с парашютом и с облегчением сдался местным жителям.
Что же было потом?
Это, пожалуй, самое интересное. Американцы быстро поняли, что потеряли самолет, но до последнего не верили, что его могли сбить русские. Поэтому, выждав паузу и убедившись, что СССР никак не комментирует ситуацию, представили США 3 мая выступили с официальным заявлением. Мол, во время исследований атмосферы у границы Турции и СССР был потерян научно-исследовательский самолет.
Кремль только того и ждал: 7 мая Никита Хрущев представил уже наши доказательства. И фотографии сбитого самолета с разведывательным оборудованием, и живого-здорового летчика, действительно охотно дававшего показания. Это был болезненный щелчок по носу и американским ВВС, и ЦРУ, и в первую очередь президенту США. Эйзенхауэру в свете скандала даже предлагали сложить полномочия президента, но он отказался.
Чем все закончилось?
Для всех участников этой драмы — по разному. Пауэрса приговорили к 10 годам лишения свободы, но уже в 1962-м обменяли на Рудольфа Абеля, британца, работавшего на советскую разведку. Отношения между СССР и США после сбития U-2 вышли на новый круг обострения.
Хрущев потребовал у Эйзенхауэра, буквально пойманного на лжи и шпионаже, публичных извинений, но в ответ услышал лишь невнятные слова сожаления. Сильнее всего во всей этой заварушке повезло самому самолету. Не конкретно сбитому под Свердловском экземпляру, а всему проекту фирмы «Локхид». Сложно представить, но и спустя 61 год с момента той памятной даты U-2 еще официально находятся на вооружении американских ВВС.
А Боно, кстати, все еще выступает на сцене.