Существование системы тайных тоннелей под Москвой — одна из самых популярных столичных городских легенд. Особое значение этой легенде придает тот факт, что официальные лица ее не отрицают.
Так, бывший начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в 2007 году в интервью газете «Известия» признался: «Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было».
В следующем 2008 году руководитель профсоюза работников метрополитена Светлана Разина рассказала «Аргументам и фактам»: «Несколько лет назад среди машинистов депо „Измайлово“ проводили набор для службы на секретных линиях. И хотя желающих было много, отобрали только одного. Попасть на территорию этих тоннелей могут только люди со специальным допуском».
Поэтому все факты о Метро-2 пусть и являются догадками, все равно приправлены щепоткой волнующего реализма.
Главный документ, посвященный Метро-2, опубликован американцами
В 1991 году Министерство обороны США опубликовало отчет «Военные силы в переходный период» (Military forces in transition), несколько страниц которого посвящены Метро-2.
В отчете упоминалось, что «Советское правительство построило командные посты глубоко под землей как в Москве, так и за ее пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют собой быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны».
Сопровождался отчет картой, на которой явственно просматривались линии Метро-2.
Название «Метро-2» придумал писатель
Владимир Гоник настаивает, что именно он придумал название «Метро-2». Сделал он это в своем романе «Преисподняя», который писал с 1973 по 1986 год, а опубликовал летом 1992 года в журнале «Юность». Также писатель настаивает, что большая часть описаний подземных бункеров Москвы в романе соответствует истине.
Дело в том, что Гоник много лет работал в поликлинике Минобороны и собирал материал (в смысле, литературный материал) у своих пациентов. Согласно писателю, Метро-2 — это не просто система тоннелей, но и апартаменты площадью до 180 кв. м с кабинетом, комнатой отдыха, пищеблоком и санузлом для каждого члена ЦК КПСС и его семьи.
Метро-2 имеет четыре основные линии, самая длинная — Чеховская
Ее протяженность — свыше 60 км. Кроме того, на линиях Метро-2 нет контактного рельса, а обычные рельсы утоплены в бетон, чтобы по тоннелям могли проехать автомобили. Глубина заложения Метро-2 — от 50 до 250 метров, то есть глубже, чем линии обычного метрополитена.
Одна из линий Метро-2 ведет от Кремля до дачи Сталина
Пожалуй, в эту линию Метро-2 поверить легче всего. Известный параноик Сталин (а ему было чего бояться) позаботился о том, чтобы в случае чего его драгоценную особу эвакуировали из Кремля до так называемой Ближней дачи. До конца строительства вождь, кстати, не дожил — по слухам, тоннель был закончен лишь в 1956 году.
Важной частью Метро-2 является подземный город-бункер
Он якобы находится в Раменках, под пустырем, неподалеку от главного здания МГУ. Глубина бункера — 180-200 метров. Вместительность — 15 тысяч человек. При этом назначение бункера не совсем понятно. По данным, которые озвучил бывший мэр Москвы Гавриил Попов в эфире радиостанции «Эхо Москвы», в бункере в Раменках находится депо и станция технического обслуживания.
Неизвестно, когда был построен бункер (и был ли построен вообще). А вот комплекс зданий над мифическим бункером был сооружен в 1975 году. Также считается, что бункер-город в Раменках соединен тоннелями с другими стратегически важными объектами Москвы.
Есть надежда, что Метро-2 все-таки рассекретят
Постепенно гриф «Совершенно секретно» снимается с подземных объектов в центре Москвы, которые когда-то были закрыты для публики. Так, в 2006 году в районе Таганки на глубине 60 метров был открыт для посещения секретный бункер ПВО, теперь там Музей холодной войны.
А в 2018 году был рассекречен и открыт для доступа Бункер-703, расположенный у станции Павелецкая и состоящий из двух уровней — 11 и 40 метров. Правда, скептики утверждают, что все эти открытия — всего лишь способ отвлечь внимание от Метро-2. Ведь тоннели Метро-2 прокопаны на куда большей глубине и, возможно, используются по сей день по своему загадочно-правительственному назначению.