Угон самолета Ан-24 компании «Аэрофлот», следовавший по рейсу Батуми — Сухуми, имел огромный резонанс по всему миру. И не только по политическим соображениями, но и потому, что единственной жертвой этого угона стала совсем молодая девушка, которая героически пыталась противостоять захватчикам.
Захват
15 октября 1970 года. Обычный рейс №244 по маршруту Батуми — Сухуми. К тому же короткий: расчетное время полета — всего 30-35 минут. На борту турбовинтового пассажирского самолета Ан-24 находились 46 пассажиров, командир, второй пилот, бортмеханик, штурман и стюардесса.
Самолет поднялся в воздух в 12.35. А уже через пять минут, на высоте 800 метров, сидевший на переднем кресле, прямо напротив кабины пилотов, пассажир в форме советского офицера (рядом с ним сидел подросток) подозвал стюардессу Надежду Курченко. Он вручил девушке конверт и попросил передать пилотам.
Надежда открыла конверт и прочитала:
ПРИКАЗ № 9
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радиосвязь.
3. За невыполнение приказа — Cмерть.
(Свободная Европа) П. К. З. Ц.
Генерал (Крылов)
Также на листке стояла литовская печать.
Мгновенно поняв, что происходит, Надежда кинулась в кабину пилотов. Она крикнула «Нападение!» и попыталась преградить двум преступникам доступ к кабине. Но террористы уже были на ногах и достали оружие — пистолет и охотничье ружье, у старшего на шее висела граната. Надежда успела крикнуть «Они вооружены!», прежде чем была убита двумя выстрелами в упор.
Смена курса
Стрельба продолжалась (во время расследования в кабине насчитают 18 пробоин). Командир самолета Георгий Чахракия, которому пуля попала в позвоночник, позже вспоминал: «У меня отнялись ноги. С усилием я обернулся и увидел страшную картину. Надя без движения лежала на полу в дверях нашей кабины и истекала кровью. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева! Курс на юг! В облака не входить! Слушаться, а не то взорвем самолет!»
Бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Чахракия признавался, что была мысль направить самолет в скалы и покончить разом с террористами. Но пассажиры (был среди них и ребенок) не должны были стать жертвами преступников. Пилотам удалось-таки включить сигнал SOS. Террористы требовали лететь в Турцию. На низкой высоте Ан-24 пересек границу.
Аэропорт в турецком городе Трабзоне капитану пришлось искать визуально: радиосвязь была отключена. Пилоты сделали круг над аэродромом и пустили зеленые сигнальные ракеты — намек на то, что нужно освободить полосу. При этом все равно сажали самолет так, чтобы в случае чего можно было безопасно сесть на воду. Но это не понадобилось.
Турция
На земле Ан-25 мгновенно оцепили. До момента, когда турки поднялись на борт, пилоты и пассажиры находились под прицелом террористов. Несмотря на то что формально полиция арестовала преступников, они выглядели вполне уверенными в себе. Когда покидали самолет, старший даже стукнул кулаком по борту со словами: «Наш теперь этот самолет!» Были убеждены, что их не выдадут обратно в СССР.
Подъехала «скорая помощь», начали выгружать раненных. Турецкие власти тут же предложили всем находившимся на борту советским гражданам турецкое подданство — вот были бы заголовки для прессы! — но все они отказались.
Преступниками оказались литовцы, отец и сын: 45-летний Пранас и 15-летний Альгирдас Бразинскасы. Турция отказалась выдавать террористов СССР, даже несмотря на несколько дней напряженных переговоров. Препятствовали выдаче и США. Убийство 19-летней девушки превратилось в карту в политической игре, и ни одна из стран не хотела сдаваться.
В итоге Бразинскас-отец был приговорен турецким судом к 8 годам лишения свободы, его несовершеннолетний сын — к 2 годам. И тот и другой были выпущены по амнистии спустя два года и после скитаний по Европе, Южной Америке и Канаде, заручившись поддержкой литовской диаспоры, осели в Калифорнии.
А в 2002 году Альгирдас Бразинскас в пылу ссоры гантелей убил своего отца, за что и сел в тюрьму. Так что, можно сказать, судьба сама совершила правосудие.