Популярный в Китае анекдот про китайского студента, приехавшего учиться в США:
— Чему ты приехал учиться?
— Искусству пропаганды.
— Но в США нет пропаганды!
— Вот этому я и приехал учиться.
В самой концепции пропаганды нет ничего плохого. Можно пропагандировать здоровый образ жизни, доброту и сострадание, заботу об окружающей среде. Но в политическом дискурсе о пропаганде всегда говорят негативно, потому что именно при помощи нее недобросовестные правительства настраивают одну нацию против другой. А это очень часто заканчивалось войнами. Пару раз было, что и мировыми.
Впрочем, схватка двух самых мощных пропагандистских машин (чем, по сути, и являлась холодная война) до серьезных вооруженных конфликтов не дошла. Зато оставила после себя огромное количество артефактов в обеих культурах. Советские антиамериканские агитплакаты в Рунете найти несложно, а примеры американской пропаганды — сложнее.
Американская пропаганда следовала несколько иной стратегии. Во-первых, она была ориентирована действовать против коммунистической идеи в целом, а не против одной страны. Во-вторых, если обычный советский человек должен был быть настроен решительно против потенциального врага, то обычный американец должен был быть напуган.
Но этот материал про отдельный жанр пропагандистского творчества — карты.
Публикация в журнале Time, апрель 1944 года. Холодная война еще не началась (официально ее началом считают Фултонскую речь Черчилля 5 марта 1946 года), а СССР — важнейший союзник Запада в борьбе с нацистами.
Автор карты — лично Генри Робинсон Люс, создатель журналов Time, Life, Fortune и других, а также один из самых известных в США антикоммунистов. На карте показано, что СССР потенциально аннексирует, а куда распространит свое влияние.
Одна из первых известных карт, на которой Землю поделили на два мира: капиталистический и социалистический.
К слову, именно в этой концепции появится пейоративный, проще говоря, уничижительный термин «страна третьего мира». То есть страна настолько отсталая в развитии, что то ли сама отказалась, то ли неинтересна ни одному из лагерей.
«Как они нас»: 1953-й год, Newsweek. Авторы издания показывают, как Советский Союз собирается бомбить ядерным оружием США.
«А вот как мы их»: 1961-й год, подробное объяснение стратегии США по нанесению ударов по СССР и Китаю.
«Русский паук сидит на вершине мира, поджидая новые жертвы». Карта 1940 года газеты Los Angeles Examiner, опубликованная после начала Русско-финской войны. Стрелки — объяснение, какой интерес может быть у русских в каждом из регионов.