Британия — колыбель классического детектива, родившая миру Шерлока Холмса, мисс Марпл, Эркюля Пуаро, отца Брауна… Видимо, поэтому от британского детективного кино мы тоже ждем всего самого лучшего. И оно обычно оправдывает наши ожидания.
За что мы любим британские детективы? За бережное пестование деталей, любовное воссоздание обстановки и атмосферы, неспешность повествования (но не до такой степени, чтоб уснуть лицом в чашке чая), а также за подспудную пасторальность даже в самых кровавых преступлениях.
Автор этой публикации, злостный фанат детективов в целом и великобританских особенно, набрался наглости и на свой страх, риск и вкус составил подборку лучших британских детективных сериалов. Без просмотра оных обладателям аналогичного диагноза жизнь должна быть не мила!
«Дублинские убийства» (2019)
Персонажей сюда пускали по принципу «Есть тайна? Проходи!». Секреты имеются у всех, даже у камня, на котором найдено тело девочки-подростка. А уж у детективов, ведущих расследование, их и вовсе воз.
Вполне оригинальное решение типичной схемы: «Убит ребенок. Уж не связано ли это с пропажей детей много лет назад?» Осторожно, присутствует толика мистики! С одной стороны, спасибо создателям, они на нее не напирают, но с другой — так нерешительно ее задействуют, что от вопроса «Что это было?» не отмахнуться. Смотрится неплохо во многом благодаря чрезвычайно гармоничному дуэту главных героев — расследователей Роба (или же Адама) Райли (Киллиан Скотт) и Кэсси Мэддокс (Сара Грин).
Основа сериала тоже не подкачала: это книги современной ирландской писательницы Таны Френч.
«Тугая струна» (2002-2008)
Несколько чеканутый (надеемся, в наш век торжествующей толерантности никого не обидели этим определением?) психиатр помогает доблестной полиции выискивать в зарослях окружающей среды убийц, маньяков и прочих душегубов. И снова налицо симпатичный союз главных героев, особую прелесть которому придает мозгоправ с чудинкой Тонни Хилл, которого сыграл Робсон Грин.
С какого-то момента сериал начинает ходить кругами, спотыкаться, пробуксовывать и наскучивать. Но поначалу идет довольно бодро!
«Безопасность» (2018)
История начинается чинно-благородно — с пропажи главгеройской дочери в расцвете пубертата, а заканчивается убийством, предательством и прочим хеппи-эндом. Рулят действом Мэри Уотсон, то есть Аманда Аббингтон, и Декстер, то бишь, извини, Майкл С. Холл. Если в процессе просмотра вы воскликнете «Вот это поворот!» меньше полудюжины раз, мы вернем деньги за потраченное электричество.
«Метод Крекера» (1993-1996)
Сериал ой как хорош! За что пусть скажет спасибо главному действующему лицу — доктору психологии Фитцджеральду (можно просто Фитц), увесистому средоточию ума, колкости, любви к крепким напиткам и некрепким дамам. А также спасибо пусть скажет полиция Манчестера, которой док помогает выполнять план по раскрываемости и пресечению безнаказанной шныряемости всяких подонков по городу.
«Вершина озера» (2013-2017)
Британо-австрало-американо-новозеландское повествование с детективом трудной судьбы Робин Гриффин в центре — роль села на Элизабет Мосс, как по ней сшитая. Первый сезон об исчезновении беременной девочки, словно растворившейся в хладных водах, куда удачней второго. Зато во втором бонус — Николь Кидман.
Однако колоритных персонажей, помимо них, и там и там хватает. А еще хватает новозеландских пейзажей, суровых, но прекрасных, и высококонцентрированного зла, сурового и непрекрасного.
«Чисто английские убийства» (1997-…)
Дивная классика жанра. Благовоспитанные англичане неблаговоспитанно убивают ближних всеми способами и во все места, известные человечеству, а корректные сыщики в костюмах, рубашках с чистыми воротничками и галстуках корректно выводят их на чистую воду. И все это главным образом на фоне славных сельских пейзажей. Очень успокаивает! То есть волнует, конечно.
«Шерлок Холмс» (1984-1994)
Автор позволил себе вольность — свести в этом пункте сериал («Приключения Шерлока Холмса»), парочку мини-сериалов («Возвращение Шерлока Холмса» и «Архив Шерлока Холмса») и телефильмов («Знак четырех» и «Собака Баскервилей») о похождениях великого сыщика в исполнении Джереми Бретта.
«Бу, не Масленников!» — скажет кто-то. Да, не Масленников. И что? Британцы преотлично справляются с экранизациями биографии собственного кумира.
«Отец Браун» (2013-…)
Пожалуй, чемпион по неспешности, пасторальности и милоте. Но не всем же гоняться за преступниками, будто профессором Мориарти укушенным! Марк Уильямс просто сотворен для роли честертоновского персонажа — отца Брауна: уютный, но проницательный, принципиальный, но готовый понять и простить, в сутане, но с чувством юмора.
«Мисс Марпл» (2004-2013)
На радость долгоиграющая и до чрезвычайности симпатичная — со стойким флером жестокости — экранизация книжек Агаты Кристи о похождениях Джейн Марпл. Полсериала старушку играла Джеральдин Макюэн (на фото слева), а в 2009 году ее сменила на посту Джулия Маккензи (справа).
Не одна семья распалась, не один трудовой коллектив рассорился, не одно подразделение десантников перетопило друг друга в фонтанах, споря, кто тут лучшая мисс Марпл. Правда впереди, друзья!
«Молодой Морс / Индевор» (2012-…)
«Инспектор Морс», о котором речь пойдет чуть позже, дал жизнь не одному сериалу, а хлеб, кров и возможность оплатить ЖКХ — не одному батальону актеров, гримеров, сценаристов и прочих осветителей. Здесь мы имеем приквел, который рассказывает нам о неоперившейся молодости Индевора Морса (Шон Эванс), оперяющегося под началом главного инспектора Фреда Фёздея (Рождера Аллама).
Очень увлекательная, хотя местами капелюшечку сумбурная штука! Эванс убедительно демонстрирует процесс эволюции робкого юнца с характером в нюхнувшего жизни юнца. Аллам же — отец родной, а не инспектор, очень душевный персонаж.
«Льюис» (2006-2015)
А это, соответственно, инспектор-морсовский сиквел. Теперь стареть на наших глазах будет уже бывшая правая рука Морса — Роберт Льюис. Через несколько лет после смерти обожаемого патрона он возвращается в Оксфорд, но не чай со сконами пить, а насыпать перцу под хвост тамошнему преступному элементу. Ну и своей норовистой начальнице заодно.
«Инспектор Морс» (1987-2000)
Патриарх жанра! Инспектор Оксфорда Индевор Морс — один из самых человечных полицейских всех киновремен и кинонародов. С одной стороны, милый, чувствительный, в церковном хоре поет, с другой — насмешливый, принципиальный, быстрый, человек ума острейшего и прозорливейшего.
Сейчас, десятки лет спустя, картинка, может, и умиляет старомодностью, а трюки — неуклюжестью. Но тайны убийств не поистрепались, а Морс высоко держит знамя проницательности и харизмы! И милоты.
«Код убийства» (2012-2014)
Упоительная (по крайней мере, поначалу) сага о том, как четыре подружки — во время Второй мировой сотрудницы Блетчли-парка, главного шифровального подразделения Британии, — в послевоенное время расследуют убийственные тайны и преступления. Мозг этого предприятия — Сьюзан Грей (Анна Максвелл Мартин), шило неугомонное и заноза в глазу всяких негодяев.
Как уже было сказано, поначалу смотрится — глаз не отвести, но со временем в изложении наступают сумятица и тоска, и глаз норовит сбежать и не досматривать. Что очень грустно. Тем не менее свое место в рейтинге сериал честно заработал.
«Марчелла» (2016-…)
Детектив Марчелла Бэкланд (Анна Фрил) все успевает: и расследования расследовать, и головы сослуживцам кружить, и с бывшем мужем драться, и страдать провалами в памяти, и подозревать себя в убийствах. И все это аж два сезона — чем дальше, тем гуще!
«Что останется после тебя» (мини-сериал, 2013)
На чердаке уютного домишки о пяти квартирах находят загадочные бренные останки — и все заверте… Расследовать дело берется детектив — одной ногой на пенсии — Лен Харпер (Дэвид Трелфелл). Отличная иллюстрация к старинной поговорке «Люди не то, чем кажутся». Тот случай, когда сердце разрывается, что это мини-сериал, а не миди-, макси- или, еще лучше, мега-!
«Современный потрошитель» (2009 -2013)
Лондон, почти наши дни. Амбициозный, молодой, великосветский, с иголочки полицейский Джозеф Чендлер (Руперт Пенри-Джонс) рвется в бой — расследовать, расследовать, расследовать! Что ж, нате, идите в отдел к Рею Майлзву (Филип Дэвис) и проявляйте себя, товарищ, говорит ему высокое начальство.
В Уайтчепеле и окрестностях очень кстати начинают убивать женщин, и, сдается всем, это почерк Джека-потрошителя. Вживание в шкуру детектива-расследователя раз и навсегда меняет педанта, чистюлю и зануду, но при этом чистого душой и кристального принципами Чендлера, а самое первое дело телегой проезжает по нему и в конце концов очень дорого ему обходится. Сериал оно тоже постепенно утаскивает в адскую пучину: финальный сезон — ужас, мрак и беспросвет кромешный.
«Убийство на пляже» / «Бродчёрч» (2013-2017)
У народов мира существует плеяда детективных сериалов, события в которых развиваются по схеме «В маленьком городе убивают ребенка, и это навсегда меняет жизнь всех обитателей». «Бродчерч» — яркий, увлекательный представитель этого класса среди британцев. С оговоркой: до финального сезона, когда начинается судебное разбирательство. Нет, ну если вы с трудом засыпаете, тогда оговорка снимается: ставьте заключительные серии на ночь — и часов восемь здорового сна обеспечены.
А в остальном — исключительно лучи благодарности создателям! Фанатам Дэвида Теннанта завидуешь особенно: их кумир чертовски хорош в роли детектива непростой судьбы. И его напарницу по расследованию Оливию Колман было бы преступно не отметить лестным словом.
Комнаты смерти: Темное происхождение Шерлока Холмса (мини-сериал, 2000-2001)
Наиламповейшая аллюзия на схему Холмс — Ватсон, повествующая, откуда у Шерлока Холмса детективное начало растет. Юный Артур Конан Дойл приходит в Эдинбургский университет за дипломом доктора, а уходит со знакомством, которое изменит всю его жизнь. Профессор Джозеф Белл (Иэн Ричардсон во всем неодолимом блеске харизмы) учит его не только мерить давление у пенсионерок, но и тому самому дедуктивному методу. И вообще в качестве подручного втягивает в загадочные расследования.
Молодой Дойл, соответственно, выступает в роли несмышленыша Ватсона, а профессор Белл — предтеча Шерлока Холмса.
Таинственности, мрачности, убийственности, британской атмосферности неспешности — всего здесь в меру, оттого кушанье получается вкусным и сытным, но не тяжелым. Идеально для осенних вечеров! Жаль, серий немного.
«Ривер» (мини-сериал, 2015)
Джон Ривер (Стеллан Скарсгард, на фото справа)— одиночка, трудоголик и полицейский. А еще он тайно влюблен в свою напарницу Джеки Стивенсон, «Стиви» (Николя Уокер) — полную его противоположность: она любит бургеры и петь, она веселая и живая. Поначалу. Потом Стиви внезапно убивают, и Джону, то есть Риверу, приходится приниматься за расследование. И не только ее убийства, но и других дел.
А мертвой Джеки приходится поступиться загробной жизнью и помогать ему. Никакой дурацкой мистики, все очень человечно и по-взрослому. Только иногда почему-то хлюпаешь носом и в глазах щиплет, как у детсадовца.
Мисс Марпл (1984-1992)
Строго говоря, это несколько фильмов и мини-сериалов по произведениям Агаты Кристи, но мозг как-то сам собой складывает их в цельный сериал. По скромному мнению автора, Джоан Хиксон — идеальное воплощение мисс Джейн Марпл, при всем уважении к ее заокеанским коллегам Джулии Маккензи и Джеральдин Макюэн. Бабушка — божий одуванчик, раскусывающая самые заковыристые убийства с неотвратимостью кометы Нибиру. Это завораживает и десятки лет спустя!
Пуаро (1989-2013)
Трудно сказать, как сложилась бы судьба сериала про жизнь и невероятные приключения одного из хедлайнеров Агаты Кристи, снимись в роли Эркюля Пуаро Сергей Безруков или Дэниел Крейг. Но усы и котелок надел Дэвид Суше, и спасибо ему за это! Образ чуточку нелепого в своей педантичности и старомодности смешного человечка с яйцеобразной головой, бельгийского детектива-надомника, предводителя маленькой расследовательской армии в лице Артура Гастингса и секретарши мисс Лемон, приклеился к актеру намертво. Что уж тут поделать…
Сейчас, сорок лет спустя, первые сезоны, ничего не попишешь, смотрятся архиретрово. Но это их нисколько не портит, загадки все так же загадочны, убийцы все так же подлы, а Пуаро-Суше все так же хорош. Его харизма — штука, над которой ты, время, не властно, бе-бе-бе!
«Шерлок» (2010-2017)
Читатель ждет уж рифмы «Шерлок»? На, вот, возьми ее скорей! Пусть членство «Шерлока» в списках лучших детективных сериалов стало общим местом, это неизбежно. «Захватывающий», «блестящий», «новое слово в отрасли кинодетектива», «сериал, который пусть и набил фанатам оскомину заигрываниями с ними, фанатами, но держал планку до последнего сезона» — вот только некоторые слова, которые рвутся из нашей груди при воспоминании о нем.
Да, и еще он открыл миру Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримана во всей их красе и величии! Этого мы ему никогда не забудем.