Казалось бы, невозможно снять военный фильм, не показав ни одной сцены насилия, будь то массовые картины сражений или гибель отдельных людей, страдания пленников или жестокость захватчиков, голод или разрушения. Более того, знаменитый режиссер Франсуа Трюффо считал, что даже антивоенные фильмы — это всегда фильмы про войну, так как показывают те же самые сцены, только выводя из этого мораль.
Несмотря на то что подавляющее большинство фильмов про войну укладывается в этот шаблон, известны случаи, когда режиссерам удавалось снять военную картину, в которой все главные герои остаются в живых. (Здесь мы считаем своим долгом уточнить, что некоторые фильмы все же включают смерть героев за кадром или гибель второстепенных персонажей.)
«Шпионский мост»
Фильм, который называют одной из лучших работ Стивена Спилберга в XXI веке, повествует о временах холодной войны. Том Хэнкс играет юриста, которому приходится выступать на суде защитником раскрытого агента КГБ. В результате в процессе подготовки к слушанию между ним и его подопечным устанавливаются доверительные отношения, и благодаря усилиям адвоката удается обменять агента на плененного в СССР американского пилота.
Это, конечно, не гарантирует, что на родине шпиона ждал теплый прием, но в фильме практически нет сцен насилия (кроме нескольких довольно мягко показанных сцен пыток американца в застенках КГБ), и сам фильм получился очень гуманистическим, хоть и не комплиментарным для СССР. Ну да нам не привыкать!
«Морпехи»
В своей философской военной драме о буднях морских пехотинцев во время войны в Персидском заливе Сэм Мендес разрешил героям выстрелить из винтовок только в финале. Узнав, что война окончена, Трой (Питер Сарсгаард) говорит Суоффорду: «За все время здесь я ни разу не выстрелил». И тот подначивает его: «Так выстрели сейчас!» Остальное время герои фильма мучатся от жары, патрулируют безлюдную пустыню, скучают по дому и размышляют о том, что все войны разные и все-таки похожи.
И да, сцена из учебки в начале фильма действительно была скопирована из «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика.
«Посланник»
Главный герой фильма Бен Фостер, страдающий от ПТСР ветеран, решает не уходить со службы и начинает работать «посланником» — официальным представителем вооруженных сил, сообщающим членам семей солдат о смерти их близких. Работа требует постоянной нервной отдачи, а тут еще у Бена возникают чувства к вдове одного из павших воинов.
«Линкольн»
«Линкольн» не самый традиционный военный фильм, но действие его происходит во время Гражданской войны в США 1861–1864 годов и напрямую с ней связано. Главное действующее лицо — президент Авраам Линкольн, которого Стивен Спилберг показал противоречивой фигурой: с одной стороны, освободителем чернокожих рабов от их хозяев, южных плантаторов, а с другой — человеком, который посылает их на борьбу (и на смерть) против Юга.
Смерти в фильме, разумеется, присутствуют, но все они остаются за кадром, даже смерть самого Линкольна. Режиссеру важнее показать, какое воздействие это оказало на его окружение.
«Последний наряд»
Отличный пример роад-муви и заодно броманса: за главную роль молодой актер Джек Николсон был номинирован на «Оскар»! В самом конце участия Соединенных Штатов во Вьетнамской войне офицеры военно-морского флота Билли Баддаски и Малхолл «Мул» конвоируют с позором уволенного из армии мелкого воришку Ларри Мэдоуса в тюрьму.
По пути друзья узнают, что ему предстоит отсидеть восемь лет за кражу сорока долларов, и, проникнувшись к нему сочувствием, решают превратить его поездку в незабываемое приключение с элементами кутежа.
«Последний взмах флага»
Военная драма одного из ярких режиссеров современности Ричарда Линклейтера — один из самых недооцененных фильмов последних лет. Спустя тридцать лет после службы во Вьетнаме бывший врач морской пехоты Ларри «Док» Шеперд встречается со старыми приятелями и братьями по оружию Салом Нилоном и преподобным Ричардом Мюллером, чтобы похоронить своего сына — морского пехотинца, убитого на войне в Ираке. Поездка старых друзей превращается в незабываемое дорожное путешествие, которое меняет каждого из них раз и навсегда.
«Солдат и слон»
Несмотря на то что жанр фильма обозначен как комедия, назвать его так язык не поворачивается. Тем не менее мягкого и доброго юмора в нем предостаточно. Главную роль — солдата Арманека, которому в разгар Великой Отечественной войны нужно вывести из-под линии огня невесть откуда взявшегося слона и доставить в Ереван, — блестяще сыграл Фрунзик Мкртчян.
А за сцену, в которой во время ожесточенной перестрелки советские и немецкие солдаты видят на линии огня слона и как по команде опускают оружие, словно понимая, что в слона стрелять нельзя, по-хорошему полагается «Оскар». Хотя бы слону!
«Тайная жизнь»
История, основанная на жизни реального человека Франца Егерштеттера, ставшего символом австрийского сопротивления в годы Второй мировой войны. Франц — простой австрийский фермер, живущий с семьей в предгорье Альп и отказавшийся присягнуть на верность Гитлеру, за что его отправляют в тюрьму и приговаривают к смертной казни.
Параллельно страданиям, которые переживает Франц в тюрьме, режиссер фильма Терренс Малик показывает его семью: жену, вынужденную взвалить на себя все домашнее хозяйство, детей и старушку-мать.
«Ветер крепчает»
Главный герой мультфильма Хаяо Миядзаки — Дзиро, с детства мечтавший стать летчиком, но из-за плохого зрения воплотивший свою мечту о полетах иначе. Он становится авиаконструктором и создает самые быстрые самолеты.
Они используются и для убийства людей, так как действие разворачивается во время и после Второй мировой войны. Сами смерти в кадре не показаны, но Миядзаки метафорически изобразил их в виде порывов сильного ветра, уносящих людей из кадра.
«Касабланка»
«Касабланка» — один из самых обнадеживающих военных фильмов, посвященный выживанию людей вне сражений: барменов, шпионов, солдатских жен и обычных алкоголиков, которые изо всех сил стараются выжить в нацистской оккупации. Несмотря на то что война не присутствует в кадре, она пропитывает каждую сцену и определяет развитие действия.