Если вы не дизайнер, то вряд ли часто думаете о шрифтах или вообще уделяете им хоть какое-то внимание. Тем не менее они гораздо важнее, чем кажется. С тех пор как человечество научилось более-менее внятно писать заостренной палочкой на телячьей шкуре или пергаменте, умение делать это красиво, а еще лучше — затейливо, ценилось очень высоко.
Бывали случаи, когда шрифты становились символом прогресса и политической принадлежности. Иногда помогали найти преступников или, наоборот, доказать невиновность. Шрифты становились причиной многовековых споров, свергали правительства и вызывали массовые протесты, общественное возмущение. И мы почти не преувеличиваем.
Двухвековой спор по поводу шрифтов завершился только после вмешательства Гитлера
С самого начала XIX века и вплоть до Второй мировой войны Германия была вовлечена в войну двух шрифтов — Fraktur (фрактура) и Antiqua (антиква).
Шрифт фрактура использовался в Германии с XVI века, а антиква была распространена во Франции и Италии. Однако немецкие типографии использовали антикву, чтобы печатать французские и итальянские слова, в то время как немецкие набирались исключительно фрактурой.
В 1800-е годы шрифт антиква стал набирать популярность в Германии, несмотря на то что консервативные немцы сопротивлялись из всех сил. Сторонники называли его шрифтом Французской революции, а противники — шрифтом Наполеона. Вскоре немецкие типографии разделились на два лагеря. Печатники, которые использовали антикву, назывались Altschrift, а использовавшие фрактуру — Frakturbund.
В начале ХХ века казалось, что фрактура победила. В 1911 году Германия даже запретила антикву в школах и ввела вместо нее шрифт Sutterlin. Когда к власти пришли нацисты, они поддерживали фрактуру до января 1941 года, пока Гитлер неожиданно для всех не объявил его еврейским шрифтом. После этого Германия в едином порыве поспешно перешла на антикву.
Шрифт отправил в отставку премьер-министра Пакистана
3 апреля 2016 года немецкая газета Suddeutsche Zeitung напечатала документы, принадлежащие панамской юридической фирме Mossack Fonseca. Согласно им, на Британских Виргинских островах эта фирма создавала офшорные компании, которыми владела семья премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа.
Шариф, разумеется, поспешил опровергнуть обвинение. А его дочь Марьям даже предоставила документы, подтверждавшие, что дома принадлежали частному бизнесу, причем ключевой документ был датирован февралем 2006 года.
Однако он был напечатан шрифтом Calibri, выпущенным в 2007 году. Адвокат Шарифов утверждал, что шрифт был разработан в 2004 году, и это действительно так. Дизайнер Лукас Де Гроот начал работу над шрифтом в 2002-м и завершил ее в 2004-м. Но до официального выпуска 2007 года Microsoft выпустила тестовые версии только для закрытой группы людей, а сам Де Гроот подтвердил, что в 2006 году официальный документ не мог быть набран этим шрифтом.
В результате Шарифа обвинили в коррупции, он ушел в отставку и бежал в Великобританию. Шариф был заочно приговорен в Пакистане к десяти годам тюрьмы и штрафу в размере 10,6 миллиона долларов.
Руководитель Telecom потерял дом из-за неправильного шрифта
Похожая ситуация произошла с генеральным директором канадской компании Look Communications Джеральдом Макгоуи. В декабре 2017 года он подал заявление о банкротстве. Ему было приказано продать свою собственность, чтобы выплатить 5,6 миллиона долларов, которые он задолжал кредиторам. Кредиторы, в свою очередь, назначили нескольких доверенных лиц для проверки собственности Макгоуи.
В результате проверки у менеджера нашлось два дома. Макгоуи утверждал, что дома принадлежат трем его детям и даже представил документы в качестве доказательства. Когда выяснилось, что документы были напечатаны шрифтом, которого не существовало на момент подписания предполагаемых договоров, Макгоуи был арестован.
Один документ, датируемый 1995 годом, был напечатан шрифтом Cambria, разработанным в 2002 году. Другой документ, датированный 2004 годом, был напечатан Calibri.
Все ненавидят Comic Sans
Винсент Коннар разработал Comic Sans в 1994 году для программы Microsoft Bob. «Боб» превращал экран компьютера, работавшего под управлением Windows 95, в изображение внутренней части дома. Пользователи могли запускать программы, щелкая аналогичные объекты в доме.
Например, щелчок по часам открывал календарь. Нажав на ручку и бумагу, пользователь попадал в Microsoft Word. Проводником по дому выступал пес, который общался при помощи пузырей с текстом, набранным Times New Roman. Коннар решил, что Times New Roman слишком серьезен для новой программы, и создал игривый и дружелюбно выглядящий Comic Sans.
Хотя Comic Sans так и не попал в Microsoft Bob, программу включили в стандартный набор шрифтов в Windows 95. Шрифт стал популярным, часто использовался не к месту — например, для важных и официальных целей вроде больничных инструкций, документов и даже надгробий. Разумеется, очень скоро его стали ненавидеть. В настоящее время существует даже целое движение людей, требующих запретить Comic Sans.
Возмущение после того, как IKEA сменила шрифт
В августе 2009 года IKEA незаметно отказалась от шрифта Futura, который использовала в своих вывесках и каталоге, и переключилась на Verdana. Клиенты заметили это и были так возмущены, что началось то, что вошло в историю под названием «Верданагейт».
За несколько месяцев до этого «Икея» решила стандартизировать онлайн- и офлайн-шрифты. Verdana использовалась на сайте, а Futura — на вывесках и в каталоге. В то время Futura не была доступна в Интернете, поэтому руководители остановились на Verdana.
Но, увы, Verdana была создана для использования в Сети, а в офлайне шрифт выглядел непрезентабельно. К возмущению клиентов «Икеи» присоединились крупные СМИ. Вот что, в частности, написала The New York Times: «Это (использование Verdana. — Прим. ред.) стало оскорбительно для многих, потому что воспринимается как пощечина принципам дизайна со стороны компании, получившей признание за свою приверженность им».
«Икея» была вынуждена вернуться к Futura.
Шрифт, который должен был помочь сэкономить деньги, не спас правительство США
В 2014 году 14-летний студент Сувир Мирчандани сообщил, что правительство США может сэкономить около 467 миллионов долларов в год, если поменяет шрифт, который использует в официальных документах, на шрифт Garamond.
Мирчандани сравнил Garamond с популярными шрифтами Century Gothic, Comic Sans и Times New Roman. Он обнаружил, что Garamond тоньше и использует примерно на 25% меньше чернил, чем другие шрифты. Он подсчитал, что правительство могло бы сэкономить 467 миллионов долларов в год, если бы перешло на Garamond.
Позже оказалось, что выводы Мирчандани были ошибочны, так как Garamond на 15% меньше других шрифтов того же размера. А это значит, что Garamond нужно увеличить, чтобы он соответствовал размерам других шрифтов. Другие шрифты сэкономили бы правительству такую же сумму, если бы их уменьшили до размера Garamond.
Размер шрифта как попытка сорвать слушание суда
В 2011 году губернатор штата Мичиган Рик Снайдер подписал закон, разрешавший ему назначать менеджеров по чрезвычайным ситуациям, которые брали бы на себя полномочия мэров и городских советов в периоды кризиса. Закон вызвал протесты, споры и судебные тяжбы.
Штат согласился провести референдум в ноябре 2012 года, чтобы решить, оставлять закон или аннулировать. В итоге противники закона подали иск в Верховный суд Мичигана с требованием отменить референдум, потому что сторонники закона использовали слишком мелкий шрифт в документах, которые они представили для запроса референдума.
Суду эта идея не понравилась, и вместо проведения референдума он постановил, что закон продолжит действовать.
Споры после того, как Федеральное управление дорог США отменило одобрение шрифта для дорожных знаков
На дорожных знаках США используются только два шрифта: старый Highway Gothic и новый (якобы более четкая альтернатива первому) Clearview.
Федеральное управление автомобильных дорог США впервые одобрило использование Clearview в 2004 году, после того как исследования доказали, что он четче, чем Highway Gothic. Тест показал, что Clearview читается ночью на 16% лучше. Это означало, что водители могли читать Clearview на 23 метра дальше, чем Highway Gothic.
Однако более поздние тесты доказали, что особой разницы между шрифтами нет, а предполагаемая ясность чтения объяснялась качеством материалов, использованных при изготовлении дорожных знаков с Clearview.
Также стало известно, что городские советы, решившие использовать Clearview, заплатили за шрифт от 175 до 795 долларов за лицензию, в то время как Highway Gothic был бесплатный. Это привело даже к обвинениям Федерального управления автомобильных дорог в коррупции.
Исследователь получил отказ в гранте из-за использования неправильного шрифта
Палеонтолог Сюзанна Мейдмент из Имперского колледжа Лондона написала в «Твиттере», что ее заявка на исследовательский грант в Совет по исследованиям природной среды (NERC) в Великобритании была отклонена, потому что она подала ее с помощью шрифта Calibri.
У Совета действительно были строгие правила: требовалось, чтобы заявки на гранты подавались с использованием «Arial 11 или другого шрифта без засечек такого же размера, как Arial 11».
Мейдмент утверждала, что в первоначальных рекомендациях упоминалось «Arial или другой шрифт без засечек аналогичного размера», что не запрещало Calibri.
Позже Совет объяснил, что они отклоняют 4% предложений о финансировании из-за неправильных шрифтов. Организация заявила, что жесткие требования к шрифту необходимы для обеспечения равных условий для соискателей, поскольку на определенном количестве страниц текст, набранный шрифтом меньшего размера, будет большего объема, что позволит кандидатам предоставить более подробную информацию.
Рекламное агентство попало в беду из-за шрифта
В 2017 году рекламное агентство Cliff Ross из Филадельфии выпустило 10 новых шрифтов, посвященных различным районам города. Например, шрифт, созданный по образцу Центр-Сити, в котором находится большая часть офисов Филадельфии, напоминал небоскребы.
Однако шрифт, созданный по образцу Северной Филадельфии, оказался неоднозначным. Он напоминал деревянные доски, скрепленные гвоздями. Это вызвало возмущение, поскольку намекало, что Северная Филадельфия, где преобладает темнокожее население, — это трущобы с лачугами. В местной прессе прокатилась волна возмущения и негодования, и рекламному агентству пришлось очень долго извиняться.
А ведь это было за три года до Black Lives Matter!