Если подстеречь в темном переулке любого литературоведа и спросить, сколько в мире сюжетов, он без запинки ответит, что всего 36, и за подробными разъяснениями посоветует обратиться к французскому театроведу XIX века Жоржу Польти. Поэтому, когда два фильма, которые ты смотрел совсем недавно, сливаются у тебя в памяти в один, претензии следует тому самому Польти за то, что не выдумал больше сюжетов. Хотя бы штук сто для затравки!
На самом деле вина чаще всего лежит на киностудиях, которые под веянием моды, например на фильмы о вампирах, феминистках или крушении самолетов, берутся за разработку темы, и на экран один за другим выходят фильмы, отличить которые не сможет даже родной продюсер. Такие фильмы получили название «фильмы-близнецы».
«Больше, чем секс» (2011) // «Секс по дружбе» (2011)
Эти два ромкома вышли с разницей в полгода, и сюжет у них практически идентичный: двое молодых людей решают заниматься сексом без обязательств, но в итоге все заканчивается бурными чувствами. Более того, в главных женских ролях в фильмах снялись Мила Кунис и Натали Портман, которые за год до этого вместе играли в «Черном лебеде», а мужские роли исполнили Джастин Тимберлейк и Эштон Кутчер — типичные голливудские актеры-красавчики. И вишенка на торте: изначально «Больше, чем секс» назывался «Секс по дружбе», но, узнав, что у конкурирующей студии находится проект с тем же названием, Universal переименовала картину прямо перед выходом.
«Пик Данте» (1997) // «Вулкан» (1997)
Оба фильма хотели откусить от жирного пирога высокобюджетных фильмов-катастроф, но по роковому стечению обстоятельств выбрали одну и ту же тему — извержение вулкана. То, что в одном случае дело происходит в маленьком американском городишке Пик-Данте, а в другом — в Лос-Анджелесе и что фильмы вышли с разницей в три месяца, погоды не сделало.
Единственное, по чему их можно различить, — это по самым странным сценам: в «Пик-Данте» бабушка бросается в реку из серной кислоты, чтобы помочь спастись внукам, а в «Вулкане» один коллега решает спасти другого, бросившись в реку лавы.
«Изгоняющий дьявола. Начало» (2004) // «Изгоняющий дьявола. Приквел» (2005)
В течение девяти месяцев, с лета 2004 года по весну 2005 года, были выпущены два приквела к «Изгоняющему дьявола», и это остается одной из самых головокружительных трат в размере 80 миллионов долларов в истории кино, которые когда-либо случались.
Изначально над «Изгоняющим дьявола. Начало» работал Пол Шредер. Но студии так не понравился результат, что Шредер был отстранен на финальном этапе, а в его кресло сел режиссер «Крепкого орешка — 2» Ренни Харлин, который переснял фильм практически полностью, доведя его бюджет почти до 50 миллионов. После выхода на экраны фильм провалился.
Тогда продюсерская компания Morgan Creek решила использовать материал Шредера. Ему выделили смешную сумму в 35 тысяч, чтобы довести свой вариант до ума. Но фильм, вышедший на экраны под названием «Изгоняющий дьявола. Приквел» тоже был встречен зрителями равнодушно и собрал 251 495 долларов во всем мире.
«Эон Флакс» (2005) // «Ультрафиолет» (2006)
Вышедшие на экран в декабре 2005 и марте 2006 года «Эон Флакс» и «Ультрафиолет» — научно-фантастические боевики с запутанными сюжетами и темноволосыми главными героинями спортивного телосложения. В обоих случаях эти непрактично одетые девушки-солдаты пытаются свергнуть антиутопическую диктатуру.
Не помогло фильмам и то, что их рекламные плакаты были практически идентичны: главная героиня на фоне сине-серого городского пейзажа.
И даже тот факт, что в одном из фильмов снялась Шарлиз Терон, а в другом — Милла Йовович, не добавляет им очков.
«Убрать из друзей» (2014) // «Запрос в друзья» (2016)
За последние годы вышло столько хорроров, действие которых так или иначе связано с соцсетями, что этот список мог быть длиннее. Но «Убрать из друзей» был первым в этой плеяде и даже имел коммерческий успех. История о том, как группу старшеклассников терроризирует в соцсетях мертвый одноклассник, понравилась и зрителям, и критикам.
Так что спустя всего год на экраны вышел практически идентичный фильм-эпигон — с похожим сюжетом и повторяющимся названием (в международном прокате «Запрос в друзья» зачем-то шел под названием «Убрать из друзей»). И ожидаемо провалился.
«Миссия на Марс» (2000) // «Красная планета» (2000)
«Миссия на Марс» была снята легендарным режиссером Брайаном Де Пальмой («Кэрри», «Лицо со шрамом»), а «Красная планета» стала первым и единственным фильмом никому не известного Энтони Хоффмана. Тем не менее оба фильма, выпущенные с разницей в восемь месяцев, повествуют о группе астронавтов, отправившихся на Марс с практически невыполнимой миссией, да еще и столкнувшихся с непредвиденными сложностями по дороге.
«Тень» (1994) // «Фантом» (1996)
Несмотря на то что эти два фильма о супергероях, сражающихся с мировым злом в Нью-Йорке, довольно разные по тональности («Тень» — более нуарный и мрачный, а «Фантом» не стесняется того, что снят по комиксам), отличить их друг от друга, а тем более вспомнить, в каком из них снимался Алек Болдуин, а в каком — Билли Зейн, не представляется возможным.
«Охотник за головами» (2010) // «Киллеры»
«Охотник за головами» и «Киллеры» — пара неубедительных фильмов, претендующих на звание боевиков, но, по сути, являющихся типичными ромкомами. Они вышли на экран в 2010 году с разницей в несколько месяцев, и их сюжет строится вокруг странных пар, вынужденных скрываться бегством, когда в их опасной работе что-то идет не так.
В первом случае Джерард Батлер играет охотника за головами, преследующего свою бывшую жену (Дженнифер Энистон), а в «Киллерах» Кэтрин Хейгл встречается с наемным убийцей (Эштон Кутчер).
Правда, стоит отметить, что «Охотник за головами» пользовался успехом, а «Киллеры» провалились в прокате.
«Падение Олимпа» (2013) // «Штурм Белого дома»
В «Падении Олимпа» Джерард Батлер в роли дискредитированного агента секретной службы пытается защитить президента (Аарон Экхарт) после террористической атаки на Белый дом, а в «Штурме Белого дома» полицейский (Ченнинг Татум) во время экскурсии по Белому дому вынужден защищать президента (Джейми Фокс) от террористов.
«Падение Олимпа» более серьезный фильм, а «Штурм Белого дома», скорее, комедийный, но концепции настолько похожи, что их сложно не перепутать.
Единственный способ, как можно научиться отличать эти два фильма, — запомнить, что «Падение Олимпа» было довольно успешным и получило два сиквела, а «Штурм Белого дома» едва окупил свой непомерный бюджет в 150 миллионов долларов.
«Тумстоун: Легенда Дикого Запада» (1993) // «Уайетт Эрп» (1994)
Две экранизации биографии легендарного Уайетта Эрпа и самого яркого эпизода его жизни, известного каждому, кто интересуется Диким Западом, —
Звезда «Уайетта Эрпа» Кэвин Костнер изначально был задействован в «Тумстоуне», но ушел из проекта после разногласий с режиссером Кевином Джарром. Назло ему Костнер решил снять свою версию фильма и даже подбил на это дело режиссера Лоуренса Кэздана («Звездные войны: Империя наносит ответный удар»), а также, по слухам, пытался использовать свои связи в Голливуде, чтобы «Тумстоун» не брали в кинотеатры, пока не будет закончена работа над его картиной.
Но в итоге в историю вестернов вошел именно «Тумбстоун», а творение Костнера провалилось в прокате и получило номинацию на «Худшую мужскую роль».