Миллионы лет наша цивилизация шла к изобретению канкана — танца, гордо несущего на себе печать одного из самых откровенных, вызывающих и шальных. Сегодня, 21 октября, у него что-то типа формального дня рождения. В подарок мы решили преподнести несколько совершенно неформальных фактов о нем.
1. Дебют
Впервые канкан был публично исполнен 21 октября 1858 года в ходе премьеры оперетты французского композитора Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Мероприятие прошло в парижском театре «Буфф-Паризьен». Привычной нам скандальности в танце тогда не было: под разухабистую музыку Орфей с нимфами плясал в аду кадриль.
Кадриль — потому что, по преданиям, именно этот танец был предком канкана. История происхождения этого танца темна и загадочна. Из многочисленных источников удалось вынести следующее. Самая распространенная версия: зародился он в начале XIX века из финальной фигуры кадрили, а самостоятельным и весьма популярным танцем (кстати, в темпе галопа) стал в 1820-1830-х годах на вечеринках в рабочих кварталах Парижа. Тогда канкан был примерно как рок-н-ролл или твист на советских дискотеках: юноши и девчата, разбившись на пары, выплясывали невиданные доселе чудеса с применением акробатических элементов. Устраивались ли на них комсомольские облавы, неизвестно.
На профессиональной основе канкан в самом начале исполняли преимущественно танцовщицы-одиночки. Кордебалет, то бишь танец в ряд, — чуть более поздняя английская придумка. Как и собственно название «канкан» (франц. cancan — «шум, гам, гомон»), его дал британец, импресарио Чарльз Мортон. Между прочим, он представил в Англии первый «французский канкан» в 1861 году в своем новом мюзик-холле на Оксфорд-стрит в Лондоне.
На заре канкана его не чурались и мужчины. В 1870-е в Лондоне выступал мужской творческий коллектив «Кадриль де Клодош» («Quadrille des Clodoches»). Но дамы быстренько затмили и почти вытеснили сильный пол из профессии. Хотя и сейчас кавалеры танцуют канкан и востребованы в этом — в «Мулен Руж», например.
Когда в 1889-м антрепренеры Жозеф Оллер и Шарль Зидлер основали легендарное кабаре «Мулен Руж» в Париже, канкан стал неотрывной частью культурной программы и визитной карточкой заведения. И танцевался он уже, как полагается, с дрыгоножеством и юбкомашеством.
2. Музыка
Каноническая канканическая мелодия — «та-та, та-та-та-та-та-та…» — это «Адский галоп» (Galop infernal) из упомянутой выше оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха.
3. Белье
Пена кружев и ажур чулок, ленты и банты и даже специальные панталончики, которые расходились, так сказать, на фасаде от задиристых «эть» ножкой, — это все от лукавого. Традиционный канкан полагалось танцевать, не очень-то обременяя себя бельем. Впрочем, сие строжайше запрещалось. Руководство «Мулен Руж» на претензии уличавших инстанций делало невинные глаза: мол, помилуйте, да за кого вы нас принимаете, здесь солидное учреждение!
Весьма забавный момент, связанный с этим древним обычаем, украшает собой британо-канадскую киноленту «Легкое поведение» (2008). Посмотреть стоит хотя бы ради канкана в исполнении Джессики Бил, хотя фильм и без того очень-очень славный.
4. Шпагат
За появление в канкане шпагата скажи спасибо одной из легендарных танцовщиц, столпу жанра, супермегазвезде «Мулен Руж» Луизе Вебер. Газетчики величали ее «королевой парижской чувственности», но ее основным прозвищем было La Goulue, то бишь «Ненасытная» или «Обжора». Если «королевский» титул она получила за безудержный темперамент и самоотдачу на сцене, то насмешливую кличку — за ее манеру, подсаживаясь за столики к богатеньким посетителям по их приглашению, съедать все до последней крошки и выпивать до последней капли.
Таких столиков за вечер могло быть три-четыре, и со всеми она расправлялась подчистую. Сказывалось нищее, голодное детство. «Ла Гулю» происходила из семьи прачки. Привычки не изменились ни когда она стала самой дорогой танцовщицей Парижа (в «Мулен Руж» ей платили больше 3000 франков в неделю), ни после того, как съедаемое и выпиваемое в таких количествах стало сказываться на фигуре. На фигуре, но не на выступлениях: Луиза во всех весовых категориях демонстрировала канкан высочайшей пробы, накала, изящества и, чего уж там, скабрезности.
Поглядеть на нее являлись Пабло Пикассо, Оскар Уайльд, принц Уэльский, король Эдуард VII. Ее запечатлел Пьер Огюст Ренуар, а у Анри Тулуз-Лотрека она была любимой моделью и теперь красуется на его картинах, афишах и плакатах для «Мулен Руж».
Но вернемся к новации, которую Ла Гулю внесла в канкан. Она придумала эффектную финальную точку в танце. Делалось это так: канканщица вращалась на одной ноге, а вторую воздевала все выше и выше — до тех пор, пока та не оказывалась у нее над головой. Затем, выдержав коротенькую паузу, мамзель Вебер издавала пронзительный крик, если не сказать, визг и — не садилась, а падала на шпагат. Публика неистовствовала!
И еще одна придумка, вклад Ла Гулю в развитие канкана: вращаясь на одной ноге, носком другой она легко и мило сбивала головные уборы с посетителей. У танцовщиц даже вошло в моду проделывать такие штуки на пари с состоятельными господами. И хотя все знали, чем дело кончится и кто победит в споре, мужчины охотно потрафляли хорошеньким танцовщицам.
5. Тургенев, Толстой и канкан
Про канкан знали не только в загнивающих парижских кафешантанах, но и в прогрессивной матушке России. Великие умы не прошли мимо этого выдающегося культурного явления! Вот такая история содержится в книге «Очерки былого» старшего сына Льва Николаевича Толстого — Сергея Толстого.
Дело было в 1860-х, участвуют Иван Тургенев, Лев Толстой и канкан.
6. Канкан и Хрущев
История знакомства с канканом есть не только у всяких там великих русских писателей и простых английских монархов. Показывали канкан и советским гражданам, не всем, конечно, а только самым достойным. 15-27 сентября 1959 года прошел первый за 42-летнюю историю советско-американских отношений визит советского лидера в США, от лица СССР поехал Никита Сергеич Хрущев.
В рамках поездки товарища Хрущева повезли в Голливуд на съемки фильма «Канкан» с Ширли Маклейн, Фрэнком Синатрой и Морисом Шевалье. Для демонстрации выбрали самый пикантный момент кино. «Никита Сергеевич им сначала похлопал, но потом очень ругал и Маклейн, и весь Голливуд за аморалку и сказал, что наши люди продукцию Голливуда никогда смотреть не будут», —
А вот как сказано об этом эпизоде в книге «Лицом к лицу с Америкой», вышедшей в СССР под редакцией журналиста Алексея Аджубея, зятя Хрущева. Кстати, оцени слог, очень в те времена модный.
7. Канкан в ГУЛАГе
Это фрагмент из неопубликованной книги Елены Марковой «Записная лагерная книжка и групповой портрет 58-й статьи», он
8. Рекордный канкан
Рекорд в канкане был поставлен 7 ноября 2014 года в Париже. По случаю 125-летия «Мулен Руж» танцовщицы кабаре совершенно синхронно поднимали и опускали ноги на протяжении 30 секунд. За слаженностью движений наблюдал специальный судья. Вот же везунчик!