То, что Средневековье было исключительно серым и бурым, во многом правда.
В былые времена краски, как и специи, частенько являлись дорогой экзотикой и привозились издалека. Причем использовали их не только для живописи, но и при изготовлении одежды, посуды, украшения жилища — в общем, не менее широко, чем специи. Те, кто могли себе это позволить.
Некоторые цвета даже рассматривались как специальная королевская привилегия, настолько редкими и дорогими были красители. Например, особый оттенок фиолетового — пурпурный — изготавливался из морских улиток, провяленных на солнце. Эти улитки встречались только в определенной части Средиземного моря, так что количество красителя было ограничено. В Римской империи и в Средневековой Европе он резервировался исключительно за особами королевской крови.
Однако дефицит краски — еще не самое худшее, что могло случиться. Именно на красках человечество впервые пробовало свои силы в прикладной химии. Что неудивительно: найти новый интересный цвет было сродни обнаружению философского камня и сулило немалые барыши. Некоторые из этих экспериментов заканчивались весьма плачевно. И хорошо, если страдал только сам изобретатель. Иногда краски действовали медленно, что называется исподтишка, уже получив широкое распространение. Это вызывало эпидемии странных заболеваний и преждевременных смертей.
М-да, страшное было время — эпоха первых химических открытий! Кстати, об этом мы подробно рассказывали в статье: «7 смертельных опасностей, которые поджидали наших предков прямо у них дома».
Однако вернемся к загадочным краскам-убийцам. Мы собрали палитру леденящих кровь историй!
Киноварь
В буквальном переводе с греческого «киноварь» — «кровь дракона». Этот краситель использовали еще древние греки. Его добывали, перемалывая одноименный минерал из испанского рудника Альмаден (крупнейшее известное месторождение киновари). Свежий скол минерала — кроваво-красный, отсюда название.
Работа на руднике была тяжелой, мало кто из рабочих выдерживал долго. В основном на добыче трудились рабы. В те времена редко задумывались, почему так быстро умирают шахтеры. Красная краска ценилась слишком высоко, чтобы волноваться об издержках производства.
Примерно в то же время киноварь появилась в Китае. Там она быстро стала одним из самых популярных цветов для декорирования посуды, окраски домов и одежды, изготовления чернил. До сих пор Китай у многих из нас ассоциируется с красным цветом. В Китае порошок минерала добавляли в смолу дерева сумах, которая была ядовита. Именно на нее списывали недомогания и болезни многих ремесленников, которые работали с киноварью.
Однако правда заключалась в том, что на 85% киноварь состоит из ртути. Она начинает активно выделяться из краски при нагревании, а также при обработке покрашенных поверхностей кислотными жидкостями. Об опасности ртути людям стало известно только в XX веке, да и то даже в 70-х годах ртуть давали потрогать школьникам на уроках химии.
В настоящий момент киноварь не используется. Древние картины и посуду, изготовленную с использованием киновари, хранят в музеях и, естественно, стараются не нагревать.
Зеленый шеельский
Эта краска в свое время наделала шуму в Европе. На нее даже отчасти списывают болезнь и смерть Наполеона.
В начале XIX века немецкий химик Карл Шееле изобрел удивительно красивый изумрудно-зеленый краситель. Он тут же стал хитом по всей Европе, особенно в Великобритании. Дамы шили зеленые платья, вешали зеленые шторы и украшали стены зелеными обоями.
Однако вскоре эти дамы стали находить у себя на теле язвы после после посещения бала в зеленом платье. Жильцы зеленых комнат жаловались на тошноту. Окончательно всполошила общество страшная смерть британской мастерицы, которая делала искусственные цветы и использовала шеельский зеленый для листьев. Девушка слегла с сильной тошнотой, белки глаз у нее сделались зеленые, и она жаловалась на то, что весь мир залит изумрудной зеленью. Звучит как настоящая страшилка из пионерского лагеря!
Между тем все это была суровая правда. Дело в том, что в основе прекрасного зеленого цвета был мышьяк. В те времена уже знали, что его нельзя есть. Однако то, что даже дотрагиваться до него или вдыхать пары при нагревании окрашенных стен очень вредно, еще не знали.
Кстати, есть предположение, что Наполеон в последние годы очень любил длительные ванны, а стены в его ванной комнате были окрашены модным шеельским зеленым…
Свинцовые белила
Этот краситель опять же был известен еще с античности. Его получали, окисляя уксусом тонкие листы или даже крошки свинца. Белый налет соскребался, это и был пигмент нежно-белого «пенного» цвета.
Особенно эта краска стала популярна у художников эпохи Возрождения. Ни одна белая краска не была такой «укрывистой» и яркой. Однако именно в те времена широко распространилось поверье, что все художники немного не от мира сего.
Дальше — больше. Когда свинцовые белила начали применять для отделки помещений, бригады строителей стали жаловаться на головную боль, у многих обнаружились проблемы с печенью. Как оказалось, вдыхать мелкодисперсную краску, а также облизывать кисточку со сладковатыми свинцовыми белилами крайне вредно для здоровья.
Накапливаясь в организме, свинец разрушает печень и повреждает мозг. Однако догадались об этом только в XX веке. С тех пор свинцовые белила запретили для строительных работ и выпускают только ограниченным тиражом для художников — с категорической инструкцией не облизывать кисточку.
Египетский коричневый
Данная краска сама по себе никого не убивала. Однако это история как ни одна другая связана со смертью.
Примерно в XVII–XVIII веках в Европе распространился очень красивый пигмент «египетский коричневый». Он был насыщенного, очень теплого натурального цвета и полюбился многим художникам. Стоила краска не слишком дорого, однако через несколько десятков лет цена на нее вдруг подскочила, египетский коричневый вдруг резко исчез из продажи.
Вот тут-то те художники, кто привык использовать его, с ужасом узнали, из чего он изготовлялся. Оказалось, что для этой краски перемалывали… настоящие мумии, которые в те времена свободно продавались в аптеках.
Египетские пирамиды расхищали всякие любители приключений. Они привозили мумии с собой в качестве сувениров, а также на продажу, так как считалось, что из них получается отличное «общеукрепляющее» лекарство. Торговцы красками вскоре смекнули, что из перемолотых мумий образуется очень красивый пигмент, который назвали «египетский коричневый».
Однако из-за популярности лекарств и красок мумии вскоре подошли к концу. В настоящий момент их осталось десятки, а когда-то были сотни и тысячи!
Урановый оранжевый
Эта краска — продукт беспечной доядерной эры в истории человечества, когда радиоактивные изотопы уже были обнаружены и активно исследовались, однако их влияние на человеческий организм было неизвестно.
В 1936 году американская компания Fiestaware выпустила очень красивую линейку керамики ярко-оранжевого цвета. Посуда вскоре сделалась настоящим хитом. Продажи росли с каждым годом, пока в 1959-м компания неожиданно не закрыла производство.
Дело в том, что «гражданским» компаниям в тот момент запретили работать с ураном, после начала Второй мировой весь уран шел на военные нужды. Ну а красивый оранжевый цвет достигался как раз за счет использования оксида урана!
В настоящий момент эта посуда считается коллекционной ценностью, хотя ее владельцев предупреждают, чтобы они не использовали ее по назначению: тарелки могут слегка «фонить».
Мерцающий зеленый
Эта история произошла чуть раньше, тоже в США. В 1908 году на рынке появилась «волшебная» светящаяся зеленая краска. В ее состав входил радий, который и заставлял краску красиво мерцать. Главным образом ее использовали на фабрике, где делали часы и будильники: краской покрывали стрелки, которые можно было видеть в темноте.
Эту тонкую работу выполняли «радийные» девушки. Молодые мастерицы очень радовались своей новой работе и доступу к замечательным технологиям. Они даже частенько рисовали друг ругу на лицах узоры и красили губы светящейся краской, перед тем как пойти на танцы или вечеринку. Выглядело, наверное, очень модно и молодежно!
Все было здорово до того момента, как в 20-х годах девушки, которые работали на фабрике с самого открытия, неожиданно не начали поголовно болеть. У них появлялись язвы возле рта, гнили челюсти, образовались огромные опухоли.
Радиация накапливалась в организме и особенно возле рта, из-за того что многие во время работы облизывали кисточки, а также красили губы злополучной краской. Несколько девушек умерло. В 1928 году они подали коллективный иск против работодателей из-за причинения вреда жизни и здоровью и выиграли. После этого светящуюся краску запретили на заводе. Однако для «радийных» девушек это было слабым утешением.
Камбоджийский желтый
Смола экзотических клузиевых деревьев (гуммигут) испокон веков использовалась в Азии для изготовления очень красивого шафранно-горчичного красителя. Именно им красили одежды буддийских монахов. Однако азиаты в целом привычны к тому, что окраска тканей — процесс очень ядовитый, и небольшой продолжительности жизни в индустрии не удивлялись.
В XVII веке краска из Камбоджи дошла до Европы и стала очень популярной у художников. Ею пользовались Рембрандт и Тернер. Не знаем, кто из живописцев однажды поделился со знакомым английским аптекарем Джеймсом Моррисоном интересным наблюдением: стоит порисовать камбоджийским желтым, как немедленно хочется в туалет!
Аптекарь быстро смекнул, что на этом можно сделать хорошие деньги: слабительное испокон веков пользовалось большой популярностью в аптеках. Так появились «замечательные таблетки Моррисона», из-за которых вскоре выяснилось, что в больших дозах гуммигут смертелен для человека.
Однако в малых дозах краска была признана допустимо токсичной вплоть до 2005 года, когда производитель красок Winsor & Newton, очень традиционная и колониальная компания, сняла камбоджийский желтый на основе гуммигута с продажи.
Фото: Getty Images, Legion Media, Pascal Mannaerts / Alamy, Niday Picture Library / Alamy