Эти вещи давно занимают солидную часть российской действительности. Пора вооружиться критическим мышлением и вымести культурный сор из избы.
Изучение Чернышевского и Достоевского в школе
Почти все старшеклассники ненавидят Достоевского. Чернышевского среди любимых писателей школьников тоже как-то не наблюдается.
Споры о том, что читать детям, а что не читать, ведутся давно. Просвещенные умы то бросаются штамповать законы, связывающие детских писателей по занесенным над печатными машинками рукам, то плотно забивают школьную программу философскими поисками русских классиков.
Мы поинтересовались у преподавателя литературы в старших классах Валентины Назаренко, не погубит ли детские умы отсутствие в школе достоевистики.
«Чернышевский и Достоевский — психологические произведения, не предназначенные для общего образования. Как фильмы Тарковского. Они ведь тоже не для всех. Заставлять школьников читать их — лишняя трата времени, — вздыхает наш эксперт. — Школьная программа перегружена огромным количеством материалов по литературе и всем остальным предметам. Лет тридцать-сорок назад это было возможно, когда на изучение отводилось много часов. Сейчас 15-летний человек просто не может совместить 25 произведений за учебный год с остальным объемом заданий».
Людмила Вербицкая, бывший президент Российской академии образования, в 2016 году высказала аналогичное мнение в интервью АГН «Москва».
Водка
Текилу пьют в Мексике, саке — в Японии, водку — в России. Таков порядок мироздания. Только статистика почему-то с ним не согласна.
Потребление водки в России за последние годы снизилось многократно, в нашей стране она уверенно переходит в разряд маргинальных напитков. По данным сайта www.alcohol.org, по потреблению водки среди стран мира Россия занимает скромное пятое место после Белоруссии, Литвы, Гренады, Греции и Франции. Вдобавок департамент торговли и услуг в 2013 году отчитался, что «Потребление крепких напитков, в частности водки, за последнее десятилетие сократилось более чем на 20%…»
Если поделить все виды спиртного, которое в нашей стране потребляют в кабаках и разбирают по тележкам в супермаркетах, на три вида, то, по данным «Финэкспертизы», больше всего мы пьем пиво, а уже потом — коньяк и водку. Замыкает троицу вино.
Храм Василия Блаженного на Красной площади
Если в западном кино показывают Россию, то действие непременно происходит зимой, в ночи, на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного. Иностранцы думают, что это такая высокая монументальная вещь вроде Эйфелевой башни или Биг-Бена.
И часто разочаровываются, увидев тесную приземистую церквушку, в пролете которой невозможно с кем-то разминуться, чтобы, увидев этого человека в следующий раз, не узнать его.
А самые дерзкие критики и вовсе называют собор «китчем XVI века» и «тортом с розочками». Например, немецкий путешественник XVIII века Блазиус отозвался о нем так: «Когда в первый раз я увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это: колоссальное растение, группа крутых скал или здание?»
Дворец в Геленджике
Нет, не один конкретный дворец в Геленджике. Его мы упомянули как самого знаменитого представителя одного большого явления — современной постсоветской цыганщины.
Наш узнаваемый «новый русский» стиль интерьера с позолотой, лепниной и буазери возник в 90-х, в новой стране, которая еще не отошла от однотипных тоскливых советских интерьеров (строго говоря, он пришел к нам из Франции пару веков назад, но это совсем другая история).
Номенклатурную серость сменила золоченая пышность, которая по сей день считается у некоторых из нас признаком богатого убранства. Хотя любой архитектор подтвердит: лучше всего позолота смотрится в Эрмитаже и Лувре, там ей и место.
Балет
Балет, который зародился во Франции и Италии, прижился в России как нигде. К балету у нас особое отношение уже несколько веков. В царские времена в первую балетную школу — «Танцо́вальную Ея Императорского Величества школу» — набирали крестьянскую детвору на полное содержание. Российский классический балет перекочевал в СССР и жив по сей день.
На тему балета хорошо высказался наш главред Александр Маленков в выпуске YouTube-шоу «Хлев насущный»: «Балет — это живодерня. Маленьких детей с детства муштруют, наказывают, физически деформируют, чтобы из сотни таких несчастных получился один, который на потеху публике будет демонстрировать свою растяжку, прогиб и подъем. Чем это отличается от забинтовывания ножек китайских женщин?.. Шоу, ради которого калечат детей, однажды кто-то сочтет не крутым и прикроет все балетные школы».